Переводы книг

Николас Кристоф, Ширэль ВуДанн “Половина небес”. Глава 4. Изнасилование как метод подавления

Изнасилование как метод подавления

Изнасилование так распространено в Южной Африке, что когда медсестра Сонетт Эллерс запатентовала свой продукт, об этом быстро все узнали.  Сонетт никогда не забыла жертву изнасилования, которая с грустью сказала ей «Если бы только у меня там внизу были зубы».  Какое то время спустя в больницу, где работала Сонетт, явился мужчина, который явно очень страдал.  Дело в том, что его пенис застрял в молнии брюк.  Два образа соединились в мозгу Сонетт и она изобрела нечто под названием рапекс.  Рапекс похож на трубочку с шипами внутри.  Женщина вставляет это внутрь при помощи аппликатора, как тампон.  Насильник над такой женщиной рискует нарваться на шипы и не может освободить свое хозяйство без помощи врача.  На жалобы критиков, что это средневековое наказание, Сонетт отвечает «Средневековому преступлению – соответствующее наказание».

Рапекс это маленький вещественный символ насилия, которое создает больше жертв чем любой вооруженный конфликт.  По результатам различных исследований, до трети женщин во всем мире терпят побои у себя дома.  У женщин между пятнадцатью и сорока-пятью годам больше шансов умереть или остаться инвалидом от мужского насилия, чем у жертв рака, малярии, войн и дорожных аварий вместе взятых.  Мировая Организация Здравоохранения подсчитала, что в большинстве стран от физического и сексуального насилия мужей и сожителей страдает от трети до двух третей женщин.  Бывший директор МОЗ, Ли Йон Вок, утверждает, что это насилие создает женщинам большую часть их проблем со здоровьем.

Изнасилование считается таким позором, что большинство жертв не заявляют властям.  Таким образом, точные цифры трудно подсчитать.  Одна пятая жительниц Ганы утверждает, что изнасилование было их первым сексуальным опытом.  17% нигериек утвреждают, что перенесли изнасилование в девятнадцати годам и 21% жительниц Южной Африки – к пятнадцати.

Насилие против женщин постоянно принимает новые формы.  Первое обливание кислотой состоялось в 1967-ом году на территории современного Бангладеш.  Теперь в южной и юго-восточной Азии отвергнутые воздыхатели регулярно обливают женщин и девушек кислотой.  Эта субстанция разъедает кожу и плоть под ней; попадая в глаза, она вызывает слепоту.  В мире ненависти к женщинам всегда есть место техническому прогрессу.

Такое насилие часто используется чтобы указать женщинам на их место.  Одна из причин, почему на выборах в органы власти в африканских странах так мало женщин – стоимость круглосуточной охраны.  Это считается верным способом выдавить женщину-кандидата из предвыборной гонки.  У раздавленной и униженной нет сил на дальнейшую борьбу.  В результате женщины-кандидаты на выборах в африканских странах всегда носят с собой ножи и одевают несколько пар штанов.

Во многих бедных странах проблема состоит не только в индивидуальных преступниках и насильниках, но и в общей низкой культуре и атмосфере сексуальной вседозволенности для высокостатусных мужчин.  В такой мир повезло родится девушке по имени Войнишет Зебене.

Войнишет живет в Эфиопии, она серьезна, упорна и старательна.  Она выросла в сельской глубинке, где похищение девушек и насилие над ними – это освященная веками традиция.  Если молодому человеку нечем заплатить выкуп за девушку или он боится, что семья ему откажет, он просто девушку похищает и насилует.  Это тут же повышает ставки – ведь больше никто на испорченной девушке не женится.  Для него никакого риска, властям никто не заявляет.  Заявление властям окончательно погубит уже испорченную репутацию девушки и будет рассматриваться обществом как нарушение традиции.[i]  На момент похищения Войнишет эфиопский уголовный кодекс освобождал насильника от ответственности если он изъявлял желание жениться на жертве.

— В нашей деревне было много таких случаев – говорит Зебене, отец Войнишет.

Много лет назад он ушел из деревни в Адис Абебу в поисках заработка, но регулярно навещал свою семью и как мог старался их содержать.

— Для девушки это плохо, а что делать?  Приходится выходить замуж.  Люди видят, что за это не наказывают и продолжают девушек умыкать.

Войнишет с отцом сидят в его комнате на окраине столицы.  С улицы доносится шум оживленной магистрали.  Со всех сторон соседи, комнаты разделены лишь хлипкими стенами.  Войнишет и ее отец говорят приглушенными голосами чтобы о позоре Войнишет не услышал весь дом.

— Вы не думаете, что в деревне люди не отличают добро от зла.  Если кто-то украдет козу, его побьют.

А девушку похищать, получается, можно?  Она же не коза.

— Считается болшим злом украсть собственность чем украсть человека – печально признается Зебене.  Он посмотрел на Войнишет и добавил:

— Никогда не думал, что это случится с моей семьей.

Тут начала рассказывать Войнишет.  Продолжая смотреть в основном на пол, она тихо, но с достоинством рассказывает, что случилось с ней, когда она была тринадцатилетней ученицей седьмого класса.

— Мы уже спали, было около полуночи.  Их было четверо, может больше.  Электричества у нас не было, но у них был фонарик.  Они сломали дверь и забрали меня.  Мы кричали, но никто не услышал.  Во всяком случае, никто не пришел на помощь.

Со своим похитителем, Аберу Джемма, Войнишет никогда не разговаривала, но он давно ее приметил.  Он лишил Войнишет девственности и предложил своим дружкам крошки с барского стола.  Ее семья и учительница заявили в полицию и стали требовать, чтобы Войнишет спасли.  Услышав полицейскую сирену, Войнишет выпрыгнула из окна, и окровавленная, побежала навстречу полицейской машине.

Зебене вернулся в деревню, как только узнал что случилось с его дочерью.  Он совсем не хотел, что его дочь, умница и отличница, шла замуж за насильника.  В Адис Абебе он слышал рекламы по радио от Ассоциации женщин-адвокатов Эфиопии.  Он видел, что женщины в столице работают, зарабатывают и ведут жизнь, достойную человека.  Зебене поговорил с Войнишет и вдвоем они решили, что замуж за Аберу она не пойдет. Зебене и Войнишет оба достаточно тихие и недмонстративные люди, но их нельзя запугать.  Было решено, что Войнишет заявит об изнасиловании в полицию.

Она пять миль шла до ближайшей автобусной остановки, два дня ждала автобуса и еще целые сутки ехала в ближайшую поликлинику.  Там последовал медосмотр и запись в карте «Больше не девственница… Следы многочисленных побоев».

К тому времени как Войнишет вернулась в деревню, старейшины уже давно давили на ее семью решить дело полюбовно.  Они предлагали Зебене принять в дар несколько коров чтобы он велел дочери выйти замуж за Аберу.  Этот вариант Зебене отказался даже обсуждать.  Видя, что Зебене закусил удила, Аберу испугался, что власти до него доберутся и додумался до гениального решения.  Он снова похитил Войнишет.  Насилия и побои перемежались требованиями согласиться на брак.

Войнишет удалось сбежать, но люди Аберу ее поймали.  На этот раз Аберу потащил ее в местный суд, в надежде что она испугается и скажет судье что согласна на брак.  Но Войнишет не испугалась, заявила что была похищена и просила судью разрешить ей уехать домой.  Судья (естественно, мужчина) сказал что Войнишет должна перестать выпендриваться и выйти замуж, раз предлагают.

«Если ты вернешься домой, он снова похитит тебя.  Так что нет смысла сопротивляться».

К тому времени Войнишет уже вообще не хотела замуж.

«Про меня говорили, что я нарушаю традицию – с горечью говорит Войнишет – что мне не надо было убегать.  Меня это очень злило».

Ей все-таки удалось сбежать в родную деревню и поселиться в полицейском участке, в тюремной камере – во всей деревне не было места безопаснее.  Жертва сидела в камере, а насильник гулял на свободе.  Полиция наконец сфотографировала сломанную дверь дома семьи Войнишет, ее изорванную и окровавленную одежду.  Они также собрали показания от жителей деревни.  Но судья вообще не считал случившееся преступлением.  Во время суда он спросил Войнишет «Ну он же хочет жениться на тебе.  Почему ты упрямишься?»

Судья приговорил Аберу к условному сроку и Войнишет, осознав что в родной деревне ей жизни не будет, уехала к отцу, в столицу.

— Я никогда не выйду замуж, с меня хватит – говорит Войнишет, вбивая каждое слово как гвоздь в доску.

Традиции эфиопской деревни сложно изменить, они кажутся незыблемыми.  Но Войнишет нашла поддержку там, откуда ее совершенно не ждала – из Америки.  Эфиопское правительство оказалось заваленным письмами с требованием изменить уголовный кодекс.  Конечно, эти письма не могли стереть травму пережитую Войнишет, но на фоне всеобщего презрения в деревне Войнишет и Зебене было важно ощущать, что они не одни.  Правительство Эфиопии устало на каждой пресс-конференции и дипломатическом приеме объяснять почему похитители и насильники не идут в тюрьму и закон был изменен.

Конечно, в бедных странах закон мало что значит за пределами столицы.  Культуру можно изменить только долгой и кропотливой работой на местах.  Даже в США одних законодательных деклараций о равенстве негров оказалось недостаточно.  Ассоциация женщин-адвокатов Эфиопии подает иски от имени потерпевших и лоббирует изменения в законодательстве.  У них работает двенадцать тысяч женщин, в основном волонтеры.  Скоро появится еще одна.  Войнишет прилежно учится и мечтает стать адвокатом.

— Я буду брать дела о похищениях.  Для себя я справедливости не добилась, но может быть, дай Бог, добьюсь для кого-то еще.

 

* * *

Рассказывая о насилии над женщинами, легко впасть в состояние, когда исключительно мужчины во всем виноваты.  Но это не так.  Да, женщинам от мужчин сильно достается.  Но именно женщины часто владеют борделями, делают своим дочерям обрезание и кормят сыновей прежде дочерей.  Убийство новорожденных девочек практикуется во многих странах и часто младенцев убивают именно матери.  Майкл Стон, профессор клинической пси­хиатрии в Колумбийском университете и эксперт по изучению детоубийств получил данные из Пакистана.  Выяснилось, что обычно матери убивают новорожденных девочек под угрозой развода.  Например, так отравила свою дочь женщина по имени Шахназ.  Парвин отравила свою дочь после того, как свекор избил ее за то, что она не родила сына.  Но иногда девочек убивают просто потому, что мальчики престижнее.  Рихана утопила свою дочь потому что «от девочек одни проблемы».

Что же до побоев дома, один опрос в сельской Индии показал, что 62% женщин считает, что муж имеет право бить жену.  И не одна группа не издевается над женщинами так жестоко и так часто как свекрови.  История Зои Наджаби из Кабула служит грустной иллюстрацией.  Она пришла на интервью в джинсах и вышитой блузке и выглядела совсем эмансипированной.  Но ей удалось закончить только восемь классов, а потом ее в двенадцать лет выдали замуж за шестнадцатилетнего подростка и начались бесконечные телесные наказания.

— Меня бил не только муж, но и его брат, и мать, и сестра – рассказывает Зоя в одном из кабульских убежищ.

В качестве наказания за плохую работу по дому ее сажали в ведро и опускали в колодец с ледяной водой.  Самое ужасное началось, когда свекровь била Зою и та, инстинктивно, лягнула в ответ.  Сначала муж Зои порол ее электропроводом пока она не потеряла сознание.  На следующий день свекровь била Зою палкой по подошвам связанных ног.

— Я не могла встать.  Вся моя жизнь была несчастной, но это было хуже всего.  Обычно так бывают если муж не грамотный и нигде не учился.  Ну или если жена не слушается мужа или плохо о нем заботится.  Тогда можно и двинуть.

Зоя улыбнулась увидев на наших лицах шок.  Он терпеливо нам пояснила.

— Я очень старалась и делала как муж велел.  Меня не надо было бить, им просто нравилось издеваться.  Но если жена действительно перечит мужу, тогда он в своем праве.

Женщины воспринимают и передают дальше ценности своего общества так же как мужчины.  Это не аккуратная картинка с мужчинами-тиранами и женщинами-жертвами, а сложная запутанная мозаика угнетательских социальных отношений, признаваемая мужчинами и женщинами за единственный способ жизни.  И может один из лучших способов бороться с этим – образование.  Именно это и стало целью необычайно смелой женщины в отдаленном районе Пенджаба.

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment