Переводы книг

Бернард Вассерштейн “Накануне обвала – европейское еврейство накануне второй мировой”. Глава 1. Демография

Демография

В Голландии в 1936-ом вышел отчет о демографическом состоянии общины.  Там было сказано, что рождаемость у евреев куда ниже чем у неевреев и автор видел причину этого явления в «распостранении контрацепции».  Средний возраст в еврейской общине был старше чем среди остального населения.  В феврале 1939-ого года на докладе Амстердамскому Антрпологическому Обществу эксперт заявил, что голландскому еврейству грозит исчезновение из-зи падающей рождаемости и смешанных браков.  В Германии еврейское население начало уменьшаться задолго до прихода к власти Гитлера.  Между 1925-ым и 1933-им годом оно сократилось с 564,000 до 503,000, то есть на одиннадцать процентов за восемь лет.  В Германии, как и в других государствах ценртальный Европы, религиозная принадлежность граждан регистрировалась властями, так что имеются достаточно точные данные о количестве евреев на каждый год.  Для демографического коллапса было много причин включая крещения, смешанные браки и эмиграцию.  Но главным и самым долгоиграющим фактором было катастрофическое падение рождаемости.  К 1933-ему году только 21% евреев были детьми и подростками, а тот же показатель у немцев равнялся 31%.  Ханна Арендт позже писала:

К моменту прихода Гитлера к власти… немецкое еврейство после длинного периода роста в численности и статусе находилось в таком упадке, что статистики предсказывали его исчезновение в течении нескольких десятков лет.  Конечно, статистика не всегда отражает реальные исторические процессы.  Но для статистика нацистские преследования выглядели бы бессмысленными ускорением процесса, который все равно бы пришел к тому же концу.

В этом она опиралась на книгу Феликса Телхабера «Падение немецкого еврейства» изданную в 1911 и содержащую всякого рода мрачные прогнозы о демографическом коллапсе еврейской общины Германии.

После прихода к власти Гитлера рождаемость упала еще сильнее по мере того как евреи детородного возраста эмигрировали или отказывались иметь детей.  Большинство еврейский семей в этот период насчитывало одного-двух детей.  В 1936-ом количество родившихся еврейских детей (определялось наличием одного еврейского родителя) составило 1714; в в 1925-ом году их было 5785.

В Вене наблюдались те же тенденции.  Социолог Артур Руппин писал в 1936-ом году: «Венское еврейство движется к исчезновению».  Серьезный ученый, не склонный к мелодраме, он указывал на ужасающе низкую рождаемость венских евреев.  В качестве других причин он называл ассимиляцию, ослабление позиций религии, «забвение общей исторической судьбы», «ослабление семейных связей» и «экономическую адаптацию евреев к окружающей действительности».  К 1939-ому году Руппин пришел к такому заключению: «Так же как примитивные народы вымирают под напором чуждых влияний, евреи в странах центральной Европы идут к своему концу».

В восточной Европе картина была столь же мрачной.  Между 1900 и 1930 годами рождаемость сократилась вдвое.  В Венгрии падение рождаемости, крещения, смешанные браки и эмиграция убавили еврейское население с 473,000 в 1920 до 400,000 в 1939.  В Литве местные аналитики указывали на то, что еврейская рождаемость падает с каждым годом.  В 1934-ом году прирост еврейского населения Литвы был в пять раз ниже чем в среднем по стране.

В СССР еврейская рождаемость начала падать еще до революции.  Хотя она немного повысилась к концу тридцатых в результате знаменитого сталинского запрета на аборты, она продолжала оставаться низкой, особенно в Москве и Ленинграде.  В СССР, как и всюду, средний возраст евреев был выше чем о окуржающего населения и они рожали меньше детей.  Брачный возраст евреев, уже более высокий чем у славян, поднялся в этот период еще выше. Между 1926 и 1939 годами фертильность советских евреек уменьшилась на треть.  В общине на каждых десять мужчин приходилось одиннадцать женщин.  Это привело к тому, что многие женщины просто оставались незамужними.

Свое добавило эмиграция.  США закрыли границы для массовой эмиграции в 1924-ом году.  Чуть позже закрылась для выезжающих советская граница.  После 1936-ого года англичане начали вводить квоты на вьезд евреев в Палестину.  Тем не менее, более миллиона евреев уехало с континента в межвоенный период.  В первые пять лет правления нацистов 169,000 евреев бежало из Германии.  В межвоенный период из Польши уехало 400,000 евреев, 13% общины.  Но польским антисемитам и этого было мало, они настаивали, что евреев в Польше слишком много и требовали их поголовной депортации.

Демографический коллапс еврейских общин Европы был явно связан с урбанизацией, социальной мобильностью и модернизацией.  Чем сильнее европейские евреи походили на своих соседей в других областях, тем сильнее отличались от них в области демографии.  У евреев быстрее падал показатель детской и взрослой смертности и показатель рождаемости.  У евреев быстрее возрастал брачный возраст.  Показатель средней величины семьи отставал от нееврейского.  Почти всегда эти тенденции начинались и процветали в менее связанных с традицией слоях еврейского общества.

 

* * *

Большинство евреев Европы в 19-ом веке вступали в брак с евреями же.  К началу двадцатого века на континенте начался рост экзогамии.  Началось в западной и центральной Европе, но к 1930-ому году тенденция превратилась в явление повсюду, особенно в СССР.

В таких странах как Дания и Италия, где еврейские общины были маленькими, а отношения с соседями гармоничными, процент смешанных браков превысил половину к середине тридцатых годов.  До первой мировой войны процент смешанных браков в Богемии и Моравии составлял пять, а к тридцатым годам подскочил до тридцати.

В Венгрии и Германии график смешанных браков представлял перевернутую букву V.  В Венгрии до середины тридцатых в смешанные браки вступало четверть евреев.  Потом кривая резко пошла вниз по мере того, как антисемитизм отравил атмосферу в обществе и евреи стали менее ценными на брачном рынке.  В Германии ситуация за короткий срок изменилась до неузнаваемости.  В начале тридцатых большинство немецких евреев вступало в брак с немцами.  После принятия Нюренбергских расовых законов в 1935-ом, никто больше не вступал в смешанные браки, но большинство к тому времени заключенных смешанных браков не распались.

Больше мужчин вступало в смешанные браки чем женщин.  В центральной Европе на каждых двух евреек вступающих в смешанный брак приходилось три еврея.  В результате большинство детей в смешанных браках евреями не считались.  В смешанных браках люди рожали еще меньше детей чем в еврейских.  В Германии показатель составлял половину ребенка на смешанную пару.  В Венгрии и Германии те дети, которые рождались у смешанных пар, как правило, воспитывались в христианской религии или вообще без религии.  Масштабы, которые приняла экзогамия в межвоенной Европе, грозили многим общинам исчезновением.

В Российской Империи до 1917-ого года не существовало гражданского брака.  Перейдя ради брака в православие, еврей переставал быть таковым в глазах русских властей.  После революции кривая смешанных браков среди русских евреев поползла вверх.  К 1939-ому году из каждой тысячи еврейский браков, в 368-и евреем был только один из брачующихся. В Москве и Ленинграде до половины еврейских браков были смешанными.  В СССР так же как в центральной Европе больше евреев вступало в смешанные браки чем евреек, создавая тем самым резервуар оставшихся незамужними и бездетными.

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment