Переводы книг

Бернард Вассерштейн “Накануне обвала – европейское еврейство накануне второй мировой”. Глава 13. Женский вопрос

Женский вопрос

Большую часть своей жизни женщина в традиционном еврейском обществе восточной Европы зависела от мужа или от отца.  Она была хороша для продолжения рода, выполнения домашней работы, иногда для зарабатывания денег, но не годилась для главного, для чего еврея собственно на эту землю и послали – для изучения Торы.  Целью семьи считалось рождение сыновей, а дочерей рожали потому что не знали как от этого отвертеться.  Иначе говоря, «бессер а зун а бедер, эйдер а тохтер а реббецин» — «лучше сын банщик, чем дочка ребецин».

Девочка могла научиться грамоте и молитвам дома или в младшей группе хедера, но об изучение чего-то большего могла даже не мечтать.  В восточной Европе не было принято женщинам посещать синагоги по субботам и женщины ходили в синагогу несколько раз в год по праздникам, например в Симхат Тора.  Церемония Бат Мицвы возникшая в 1922-ом году в США не стала там распространенной до сороковых годов, а в межвоенной Европе о таком и не слыхали.

Среди нео-ортодоксальных евреев Германии было немного полегче. Женщины этих общин регулярно ходили в синагогу в субботу по утрам и пели змирот за субботним столом вместе с мужьями, а кое-кто даже и с гостями.

В девятнадцатом веке главной задачей еврейской девушки в местечке или в сефардской общине на Балканах было выйти замуж, желательно до двадцати лет.  Девушка засидевшаяся дольше этого возраста была объектом всеобщей жалости и позором для близких.  Браки по сговору были нормой и шадхан (сват) исполнял совершенно необходимую социальную роль.  Какое-то время в Вильне выходил даже специальный журнал для сватов.   Среди романиотов Иоаннии (грекоязычных потомков евреев Византии)* еще в конце тридцатых родители решали кто на ком женится, а сват выполнял роль передаточного звена.  Даже в сравнительно модернизированном Кракове сваты и свахи продолжали оставаться незменимым социальным институтом.  Мигранты из Галиции привезли свои обычаи в Вену и среди ортодоксов Вены брак по сватовству был нормой.  Слегка осовремененной формой того же шадхана была секция брачных объявлений в выходящей в Париже газете «Паризер Хайт»

К началу тридцатых еврейские женщины, даже в местечках выходили замуж позже чем это делали их матери и позже нееврейских женщин по всей Европе.  В 1931-ом году возраст первого брака евреек в Польше составлял в среднем 27 лет.

Издавна почти все евреи вступали в брак по достижении брачного возраста.  Но к тридцатым годам это было уже не так.  В западной Европе многие евреи в течении всей жизни оставались одни.  Дисбаланс между полами ставший результатом гибели мужчин на фронтах первой мировой и последовавших за ней социальных потрясений привел к тому, что впервые в еврейской истории появилась большая популяция незамужних евреек.  Например в Белоруссии 1939-ого на каждую тысячу евреев брачного возраста приходилось 1687 евреек.

После брака ортодоксальные ашкеназки восточной Европы покрывали голову париком.  Эта была достаточно модерновая практика и Хатам Софер против нее возражал.  К тридцатым годам в париках ходили лишь строго отродоксальные женщины.  Ежемесячные визиты в микву тоже стали уделом строго ортодоксального меньшинства.  В субботу после обеда женщины читали «Цене-Рене» — изданную на идиш адаптацию историй из Хумаша перемежаемую нравоучительными рассказами.  Первый раз этот сборник вышел в 1622-ом году и на аннотации было написано «для женщин и неученых мужчин».  Некоторые читали дома «тхинес» — неформальные молитвы-просьбы на идиш.  Некоторые читали после хавдалы молитву «Гот фун Аврам» (Бог Авраама) чтобы встретить наступающую неделю.**

Среди хасидов отделение мужчин от женщин оставалось по-прежнему строгим, но в других частях еврейского общества обычаи менялись.  Жительница городка Петраков-Трибунальский в центральной Польше вспоминает, что уже в тридцатых годах на еврейских свадьбах мужчины и женщины сидели в одной зале, хоть и за разными столами и танцевали друг у друга на глазах.  К народным танцам типа фрейлахса теперь прибавились фокстрот, чарльстон и румба.  Даже в городке Барановичи была своя школа танцев.

Нет свидетельств о том, что еврейские мужчины относились к своим женам хуже других.  Если принять во внимание куда большее распространение алкоголизма в нееврейской среде чем в еврейской, то можно предположить что еврейским женщинам доставалось меньше побоев по пьяни.  На как видно из судебной и газетной хроники, еврейская семейная жизнь была дальше от идеала чем всем хотелось бы.  Страдания нелюбимой жены были регулярной темой бульварной литературы и народных песен.

 

А гут овент, Брайне

(Добрый вечер, Брайне)

Ди бесте шхене майне

(Дорогая соседка)

Нехтн хот эр мих гешлогн

(Вчера побил меня)

Бройн ун бло хот эр мих гемахт

(Оставил коричневой и синей)***

Тем женщинам, которые были в браке несчастливы, было некуда особо деваться.  Религиозный развод целиком зависел от мужа.  Гражданского развода было трудно добиться повсюду в Европе за исключением СССР.

Не смотря на это, кривая разводов среди евреев резко полезла вверх в межвоенный период.  Это было одинаково и для восточной и для западной Европы.  В 1925-ом году в Ковно на тысячу пар разводилось шестьдесят, а в 1937-ом – 140.  Здесь необходимо оговорить, что к 1937-ом году софер уполномоченный писать разводные письма остался только в Ковно и именно туда и стекались из провинции разводящиеся пары.  Но тенденция ясна.

В СССР, где развестись было легче чем где-то еще в Европе, кривая еврейских разводов не просто поползла, в взлетела вверх.  В 1936-ом году в Ленинграде на кажду тысячу женившихся еврейских пар, разводилось триста(!).  Такой показатель был выше нееврейского и выше еврейского в более ранние годы.  Это демонстрировало, что сплоченность еврейской семьи оказалась скорее самоутешительным мифом, чем жизненной реальностью.

Какие то остатки старой морали все таки оставались.  В частности по всей Европе еврейки рожали детей вне брака куда реже неевреек.  В Будапеште 1929-ого года 22% процента матерей-неевреек было не замужем, но лишь 4% евреек.

 

* — это потрясающе интересно.  Я и не знала, что была такая община.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BE%D1%82%D1%8B

** — у Ицхока Лейбуша Переца есть прекрасный грустный рассказ (название не помню), в котором фигурирует именно эта молитва «Гот фун Аврам».  Там речь идет о двух сестрах.  Одна живет внешне благочестивой жизнью замужем за еврейским купцом в Праге, но внутри у нее все далеко не так благочестиво.  А другая сестра пленница в замке у пана, но старается сохранить свою душу.  Когда сестра А читает молитву «Гот фун Аврам», она в этот момент себе представляет, что едет на коне по полю с молодым помещиком, в которого влюбилась девочкой.  А когда пан приходит к сестре Б по своим личным делам, она закрывает глаза и читает про себя «Гот фун Аврам» снова и снова и вспоминает как мама учила ее этой молитве.  Ицхок Лейбуш Перец продемонстирировал не слабое знание женской психологии.  Многие жертвы справляются при помощи диссоциации, то есть пока тело насилуют, разум и чувства отключаются и гуляют где то в другом, счастливом месте.

*** — когда я только пришла волонтером на нью-йоркскую горячую линию по семейному насилию (1995 год), не было ни одного убежища для женщин харедиет, которые по понятным причинам не могут идти в обычные убежища.  Сейчас уже есть.  Кому тема интересна, вот сюда.

https://ssa.uchicago.edu/american-orthodox-jewish-women-and-domestic-violence-intervention-design

http://makomisrael.org/blog/shelter-from-the-storm-bat-melech-miklat/

 

В начале двадцатого века еврейские женщины оказались в авангарде феминистского движения.  Они начали заниматься профессиями поколение назад считавшимися исключительно мужскими, получили политические права в общине и вне ее, и часто ассимилировались в окружающую культуру быстрее и легче соплеменников-мужчин.

Причинами этого стали высокий уровень урбанизации и падение рождаемости среди евреев.  Эти процессы начались у евреев раньше и прошли быстрее чем у окружающих народов.  Широко распостраненное пользование контрацепцией среди евреев позволило еврейкам искать альтернативы традиционному образу жизни.

В Германии еврейки составляли куда больший процент членства в женских организациях, чем общий процент от населения.  Одной из основательниц движения в Германии стала Берта Паппенхайм (1859-1936).  В 1904 году она основала Юдишер Фрауэнбунд.  Именно она была пациенткой Зигмунда Фрейда известной под именем «Анна О».  Ее организация сочетала феминизм с деятельностью на благо общины.  Фрауэнбунд первым заговорил о торговле женщинами с целью принуждения к проституции и активно работал со стариками, детьми, инвалидами, а также проводил реабилитационные программы с проститутками и еврейскими уголовницами в немецких тюрьмах (были и такие).  В 1929-ому году во Фрауэнбунде состояло 50,000 женщин, в основном из среднего класса.

И Паппенхайм, и возглавляемая ей организация были достаточно консертвативны в своих социальных воззрениях и объявляли материнство главной задачей женщины.  По религиозным причинам они не одобряли контрацепцию и аборты.  Однако при одном взгляде на демографические данные, ясно, что женщины Юдишер Фрауэнбанд не рожали сколько Бог послал.  Со всем этим Фрауэнбунд старался, чтобы у женщин были возможности заработать чем-кто кроме проституции.  Фрауэнбунд объявлял себя нейтральным в политике и религии и, тем не менее, боролся с антисемитизмом, добивался для женщин избирательных прав и поддерживал международное пацифистское движение, в  котором еврейки из нескольких стран активно участвовали.  С сионизмом Фрауэнбунд не боролся, но держал дистанцию.

В отличии от многих женских организаций Германии, Юдишер Фрауэнбунд не был разогнан с приходом к власти нацистов.  Нацистская организация Националсоциалистише Фрауэншафт одну за другой проглатывала женские организации Германии, но принимать под свою вывеску еврейский Юдишер Фрауэнбунд, по понятным причинам, не собиралась.  Между 1933 и 1938-ым годами Фрауэнбунд продолжал функционировать под полицейским надзором и усилия в основном сосредоточились на помощи нуждающимся евреям и эмигрантам с отьездом.

Алиса Соломон стала еще значимой фигурой в международном женском движении. В 1908 она основала Социале Фрауэншуле в Берлине, в 1925-ом – Немецкую Женскую Академию Социальной и Педагогической Работы.  Соломон выросла в абсолютно светской просвещенной семье без каких-либо признаков еврейского образа жизни.  В 1914-ом году она крестилась в лютеранство и из ее биографии ясно, что это решение было принято по духовным, а не практическим причинам.  Никаких выгод ей крещение не принесло.  Во время правления нацистов она принадлежала к активно анти-нацистской Конфессиональной Церкви*.  Как и у многих тогдашних выкрестов, какая то индентификация с еврейским народом у нее осталась – пусть не религиозная, но национальная.  В 1933 году нацисты запретили ей заходить в здание академии, которую она основала.  На требование властей отчислить еврейских студенток и преподавательниц, Алиса Соломон ответила по –своему – закрыла академию.  Она оставалась колючкой в нацистской попе тем, что активно участвовала в международном женском движении до самого своего изгнания из Германии в 1937-ом.

Голландские еврейки тоже оказались в авангарде женского движения, как в еврейских, так и общеголландских организациях.  Алетта Якобс (1854-1929) была суфражисткой, пацифисткой, распостранительницей контрацептивов и первой женщиной в Голландии поступившей в университет (Гронинген, 1871).  Якобс называла себя «гражданином мира» и не оказывала поддержки еврейским женским организациям.

Однако голландские феминистки еврейского происхождения на поколение младше Алетты Якобс уже оказались в ситуации, когда от еврейства было некуда деваться.  Слишком «на виду» были вопросы антисемитизма и Палестины.  Некоторые, по примеру еврейских политиков-мужчин предпочитали молчать чтобы не вызвать антисемитских реакций, но были и те, кто ничего не боялись.  Такой была Роза Манус.**  В 1939-ом году на международной конференции суфражисток в Копенгагене она сцепилась с египетской делегаткой по поводу потока еврейских беженцев в Палестину.***

Внутри еврейских общин еврейкам приходилось бороться за избирательные права с неменьшей энергией чем вне общин.  Почти все ортодоксальные авторитеты восточной Европы и Германии в межвоенный период возражали против участия женщин в политической жизни, как избирателей и как кандидатов, и в общине и вне ее.

В Польше только главы семей могли голосовать на выборах в кехиллу.**** Рабочая сионистская организация Фарбанд дер Идише Фроен пыталась изменить этот закон, но не сумела.  Первые парлментские выборы в межвоенной Польше состоялись в 1919-ом году.  Явка евреек на избирательные участки была существенно ниже чем явка евреев, а также полек.  Некоторые хасидские ребе позволяли женщинам голосовать на парламентских выборах исключительно с целью чтобы одобряемый ребе кандидат получил все голоса, какие только возможно.  Из общего числа еврейских депутатов избранных в обе палаты польского парламента 102 человека, женщина была одна.

Социалистическое движение теоритчески объявляло женское равноправие одной из своих целей, но практика от теории сильно отставала.  В австрийской социал-демократической партии мужчины-евреи играли заметную роль, а женщины – как еврейки так и неееврейки, оставались на задврорках.  В Бунде тоже никакими особыми достижениями женщины не блистали.  В 1939-ом году лишь 10% членов партии Бунд в Варшаве были женщинами.  Самая известная женщина в руководстве Бунда, Эстер Фрумкина, перешла сначала в Комбунд, потом в ВКП(б) и занимала один из руководящих постов в Евсекции.

В Германии, женщины добились права голосовать на выборы в органы общинного самоуправления.  На 1929-ый год это практиковалось во всех крупных немецких городах кроме Кельна.  Но в общинной жизни женщины продолжали играть второстепенную роль и заниматься традиционными для них делами – заботой о детях, благотворительностью и т.д. В 1933 Юдишер Фрауэнбунд безуспешно пытался продвинуть своих делегаток в только что сформированный по указанию нацистских властей еврейский орган самоуправления Рейхсвертретунг.  Глава Рейхсвертретунга, реформистский раввин Лео Бек, пояснил, что у мужчин и женщин разные способности «В то время как мужчины способны видеть далеко и держать в голове всю картину, женщины имеют дар слушать… чувствовать нужды окружающих… и украшать вечер теплотой и утонченностью».*****

В Международной сионистской организации женщины получили право голоса в 1898-ом году, но абсолютное большинство лидеров сионизма были мужчины.  Хотя некоторые активисты партии Мизрахи считали, что дать женщинам избирательное право приведет к бреши в стене скромности, движение религиозных сионистов решило поддержать избирательные права женщин и их право избираться.  Но в реальности никакой заметной роли в сионистских партиях женщины не играли.

Женская сионистская организация (ВИЦО) основанная в 1920-ом, имела представительство во всех странах Европы кроме СССР.  Члены набирались в основном из среднего класса и главной задачей ВИЦО был сбор средств.  Когда женщины пытались заняться чем-то еще, на них смотрели странно.  Вспоминает Дора Гросс-Морозовски, ездившая в тридцатые годы с сионистскими лекциями по польским местечкам и городам «Я должна была выступать в синагоге, но мне сказали что я не могу стоять на биме, потому что я женщина.  Послали за раввином и ждать его решения пришлось три часа».

В СССР второсортный статус женщин часто встречался в списке официальных претензий к иудаизму.  На витебском процессе над хедером, чтобы продемонстрировать аудитории реакционную сущность идишкайт, прокурор с удовольствием процитировал утреннее благословение «не создавший меня женщиной».  Русская революция открыла женщинам возможности для участия в политической жизни.  Они получили гарантированное право на образование и возможность наравне с мужчинами зарабатывать.  Еврейки играли не последнюю роль в русском революционном движении до 1917-ого года.  Но после революции их стали отодвигать на задний план.  Последней представительницй этого типа была Эстер Фрумкина, которая осталась не у дел после разгона Евсекции и была в 1937-ом репрессирована.******

Приход к власти нацистов пресек попытки евреек разных стран объединиться в общее еврейское феминистское движение.  Первый женский еврейский конгресс состоялся в Вене в 1923-ем.  Второй – в 1929-ом, в Гамбурге.  Приехали делегатки из одинадцати европейских стран, а так же США, Канады и Палестины.  Ортодоксальная немецкая газета «Дер Исраэлит» тут же выступила с критикой и конечно, процитировала фразу из Теилим «Достоинство царской дочери внутри нее».*******

* Конфессиональная Церковь – в середине тридцатых в немецкой протестантской церкви произошел раскол.  Часть верующих поняла, что режим откровенно антихристианский, человеконенавистнический и на евреях не остановится.  Частью доктрины Конфессиональной Церкви стало активное сопротивление нацизму.  Пастер Мартин Нимоллер с его знаменитым изречением «Когда пришли за мной – некому было возражать» это оттуда.

 

** Роза Манус погибла в Равенсбрюке в апреле 1943-его года.

 

*** С тех пор ничего не изменилось.  На международных феминистских конгрессах под эгидой ООН еврейки по-прежнему парии и девочки для битья.  Об этом пишет Летти Погребин в своей книге Deborah, Golda and Me.  Везде – в Мехико Сити, в Копенгагене, в Пекине – евреек травят и обвиняют в преступлениях израильской военщины. Как будто все проблемы всех женщин мира уже решены, осталась только израильская военщина.  Когда то меня это удивляло, сейчас уже нет.  Странно, что это продолжает удивлять Летти Погребин, а она ветеран движения, ей хорошо за шестьдесят.

 

**** В хабадском анклаве Краун Хайтс в 1990-ые годы была та же петрушка, сейчас не знаю.  Более того, даже если женщина была главой семьи (разведенная мать с детьми), и она не допускалась к выборам в местное самоуправление Crown Heights.

 

***** Опять та же околонаучная жвачка, которую вытскивают с помойки всякий раз, когда хотят оттереть женщин от денег, контроля и власти.  Прошу прощения за не академический тон комментария, но академических слов чтобы это комментировать, я не могу найти.  Если даже такой просвещенный и этичный человек, как Лео Бек, нес подобный бред, то какие горы предрассудков в сознании людей еще придется разгрести.

 

****** Тут профессора Вассерштейна опять подводит незнание истории СССР.  Наверное он нигде не прочел про Полину Жемчужину (Перл Карповскую) и Екатерину Ворошилову (Голду Горбман).  Про Жемчужину ходит много баек, например про то, как она, не таясь, разговаривала на идиш с Голдой Меир.  Но мне больше нравится другая байка, про то как в ссылке в Кустанайской степи, она жила чуть ли не в землянке одна, если не считать конвоя.  И просила мужа (на тот момент они были фиктивно разведены) прислать ей мыло, чеснок для профилактики цинги и тетради конспектировать классиков марксизма.  Я уважаю ее желание не опуститься даже в землянке.

 

******* Во-первых, это не галаха.  Это фраза из псалма.  А во-вторых там сказано «почет женщины внутри нее самой».  Там не сказано «в четырех стенах ее дома».  Эту фразу заездили до полного обесценивания.  Наверное, думали что женщины дуры и не способны заглянуть в первоисточник и прочесть что там написано.  А у меня мерзкая такая феминистская привычка в первоисточники лазить.

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment