Переводы книг

Бернард Вассерштейн “Накануне обвала – европейское еврейство накануне второй мировой”. Глава 22. Семья и воспитание

Семья и воспитание

«Право ребенка умереть с достоинством»

Не впадая в ошибку излишней романтизации и идеализации еврейской семьи, тем не менее можно сказать, что большинство еврейских детей успевало узнать, что такое родительская любовь и забота.  В некоторой степени это подтверждается медицинской статистикой.  Во всех крупных городах Европы, где велся учет младенческой смертности, у евреев она была ниже чем у неевреев, причем разрыв были таким же между еврейской и нееврейской буржуазией, как между еврейской и нееврейской беднотой.  В будапештском медицинском отчете мы читаем: «Особенно низка смертность среди еврейских детей от инфекционных и дыхательных заболеваний, которые поддаются лечению известными методами, из чего ясно что евреи задействуют все доступные медицине средства и в результате их дети реже умирают».

Другие статистические данные рисуют похожую картину.  Процент детоубийств у евреев был куда ниже чем у их соседей.  Еврейки чаще кормили своих детей грудью чем нееврейки.  Незаконных детей у евреев рождалось существенно меньше.  Телесные наказания, хоть и были широко распространены и в семье, и в школе, не были настолько бесчеловечны, чтобы ребенок от побоев умирал (из судебных и газетных архивов ясно, что с нееврейскими детьми это случалось регулярно).

Почему же евреи так себя вели?  Распространенное объяснение, что причину следует искать в традиционной еврейской морали достаточно сомнительно, поскольку больше всего дрожали над детьми и больше всего ресурсов в них вкладывали как раз в наиболее удаленных от традиции частях еврейского общества.  Возможно, что падение рождаемости повлекло за собой ситуацию, когда евреи стали больше заботиться о тех детях, которых все таки решили родить.  Кроме того, алкоголизм приводил к большой части издевательств над детьми в семье, а евреи практически не пили.  И много евреев мечтало выбиться из бедности в средний класс, а это приводило к тому, что отказывая себе во многом, они вкладывали в образование и воспитание детей, как в надежду на будущее.

Хотя еврейские дети в восточной Европе умирали реже нееврейских сверстников, они страдали от многих болезней – порождений жизни в перенаселенных трущобах.  В 1922-ом году более половины еврейских детей Польши страдали от глистов.  В 1928-ом в Литве четверть еврейских детей дошкольного возраста демонстрировали симптомы рахита.  В Ковно конца тридцатых лишь один ребенок из пяти спал один в кровати – остальные спали в одной кровати с братьями или сестрами.

В самом худшем положении были сироты, особенно в Польше и в Советском Союзе периода послереволюционной разрухи.  Многие приюты были достаточно мрачными местами.  Другие старались хоть как то наладить и скрасить жизнь своих подопечных исходя из ужасающе недостаточных средств.  Одним из тех, кто взял на себя заботу об осиротевших в погромах, войнах и эпидемиях еврейских детях бывшей черты, стал Зиновий Киссельгоф.  Он основал еврейский детдом и еврейскую национальную школу в Ленинграде.  Первые несколько лет языком преподавания был идиш, а потом перешли на русский потому что большинство детей идиш уже не знало.  Гуманизм и профессионализм Киссельгофа, его верное служение своему делу вызывали восхищение у всех, кто его знал.  Однако в 1937-ом году это ему не помогло и он был арестован.  Однако через год Зиновий Киссельгоф был освобожден.  На празднике по случаю своего освобождения в доме Соломона Михоэлса уже пожилой и измотанный тюрьмой педагог подхватил простуду и вскоре умер от пневмонии.*  Другой звездой еврейской педагогики стала Вита Левин, основавшая в Вильно школу для умственно отсталых еврейских детей, для образования которых польское правительство отказывалось что-либо делать.

Самым известных экспериментов в еврейской педагогике и детской психологии стал варшавский Дом Сирот — детдом Януша Корчака по адресу Крохмальная, 92.  Корчак основал Дом Сирот в 1912 и жил там же, на чердаке.  Педагогическое и медицинское образование он получил в Лондоне, Париже, Берлине и Варшаве.  Дети были больше чем его работой – они были его религией и его семьей.  Задолго до ООНовской Декларации Прав Ребенка, Януш Корчак сформулировал свою.  Там содержалось три основных права.

 

  1. Право ребенка умереть с достоинством.**
  2. Право ребенка на каждый день его жизни.
  3. Право ребенка быть собой.

 

Первое шокирует конечно, но за ним стоит уверенность Корчака в том, что дети после определенного возраста способны понимать реальность как она есть, что детей с терминальными болезнями не нужно обманывать*** (Корчак написал эти строки задолго до того, как поехал со своими подопечными в последнюю поездку).

Во времена Корчака идея о том, что у детей есть права была достаточно революционной.  Он не только писал теорию, но воплощал на практике в Доме Сирот и нескольких еврейских школах Варшавы, где преподавал.  В Доме Сирот работало детское самоуправление и товарищеский суд, старшие дети опекали малышей, дети несли дежурства в библиотеке, столовой, на кухне (где Корчак регулярно мыл посуду).**** Хотя Корчак никогда не был членом никакой политической партии, он в последние годы симпатизировал сионизму и в 1938 прочел курс лекций на съезде организации Хашомер Хацаир.

 

* —   http://istok.ru/library/jewish-education/history/jews-in-petersburg/history_10086.html

 

*** — интересно, что бы сказал Януш Корчак если бы посетил лагерь для детей с ВИЧ, где я работала в конце девяностых.  У нас была группа маленьких, то есть 7-10 лет, которые своего диагноза не знали.

 

**** — вот это очень правильно.  Из нынешних детдомов (Россия)  выпускаются подростки без элементарных бытовых навыков – не знают как пользоваться утюгом, приготовить яичницу и вести бюджет.

 

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment