Переводы книг

Бернард Вассерштейн “Накануне обвала – европейское еврейство накануне второй мировой”. Глава 24. Три системы школьного образования

Три системы школьного образования

«Польша обеспечит»

Самая высокоразвитая система еврейского школьного образования за пределами СССР находилась в Польше.  Так же как советская система, она охватывала меньшинство еврейских детей.  В отличии от школ на идиш в СССР, в Польше они не получали государственных средств и содержались на средства общины и иностранных благотворителей.

Более того, еврейским школам Польши приходилось мириться (или бороться) с препятствиями чинимыми государством.  В 1919-ом году, когда Польша снова обрела независимость, союзники составили польских представителей подписать договор о правах непольских меньшинств.  Вот что говорилось в статье 9 этого документа: «В городах населенных значительным числом граждан непольской национальности Польша обеспечит детям таких граждан школьное образование на их родном языке».  Польша, разумеется, ничего не обеспечила.  Единственной принятой мерой было открытие так называемых школ «шабасовка» или «шабасурка» в городах со значительным еврейским населением.  Их единственным отличием от обычных государственных школ было то, что они не работали по субботам.  Преподавание там велось на польском и эти школы ускорили полонизацию и ассимиляцию еврейских детей.  К 1938 их осталось не больше шестидесяти.

В 1934 году Польша заявила в Лиге Наций, что заканчивает всякое сотрудничество с международными организациями в деле образования национальных меньшинств на национальных языках.  Англия с Францией побухтели, но сделать ничего не могли.

По крайней мере две трети еврейских детей Польши в тридцатых годах училось в польских государственных школах.  В Галиции, особенно в Кракове, где еврейское население было сильно полонизировано, эта цифра доходила до 95%.  Самый низкий уровень посещения еврейскими детьми польских школ наблюдался в Кресах (восточных окраинах), однако и там в еврейские школы ходило меньшинство.

В ответ на желание родителей все таки дать детям еврейское образование, в Польше возникло три образовательные системы – религиозная, светская на идиш и сионистская на иврите.  Каждая система была окрашена своей идеологией и каждая набирала учеников и персонал из определенного сектора еврейского общества.

Самой большой была религиозная система, номинально под контолем Агуды.  Для мальчиков существовала сеть школ «Хойрев», для девочек «Бейс Янкев».  В 1937-38 учебном году в 462 школах сети Хойрев (не считая йешив) обучалось 57000 учеников, а в 425 школах сети Бейс Янкев 35000 учениц.  Но подавляющее большинство этих школ были начальными или группами продленного дня после основной польской школы.  Многие представляли собой обычные хедеры, в которых расставили парты и покрасили стены.  Еврейские религиозные предметы – Тора, Талмуд, и т.д. занимали две трети учебных часов и преподавались на идиш.  Отстаток дня занимали светские предметы и они преподавались на польском.*  Контроль Агуды над Хойрев был номинальным, отчеты о тратах не составлялись, финансовая документация велась плохо – когда велась.  После 1929-ого значительно уменьшился поток пожертвований из за океана.  И Хойрев, и Бейс Янкев тратили на каждого ребенка меньше денег, чем еврейские школы других направлений.  Что характерно, на каждого мальчика в Хойреве тратилась на 60% большая сумма чем на каждую девочку в Бейс Янкеве.**

Следующей по размеру шла сеть «Тарбут», где преподавание велось на иврите. В 1937-38 учебном году в 543 школах обучалось 48000 детей.  Так же как в случае с религиозными школами, большая часть была дополнительными школами продленного дня.  Ориентация Тарбут была обще-сионистской.  Преподавание велось на иврите, но польская история, литература и язык, преподавались, естественно на польском.  Тору преподавали светские учителя, которые сосредотачивались на исторических и национальных аспектах святой Книги.  В отличии от религиозных школ, в учебный план были включены уроки физкультуры и ручного труда.  Религиозные школы преподносили своим подопечным в качестве идеала знатока Торы, а сионистские – халуца, осваивающего землю с киркой в руках.  Сионизм был популярнее всего у среднего класса, следовательно дети в школах Тарбут были в основном, из небедных семей.  Родительские вложения составляли в бюджете Тарбут большую часть, чем в бюджете еврейских школ других направлений.

Третьей по размеру была светско-идишистская сеть ЦИШО (Централе-Идише-Шуле-Организацие), аффилированная с Бундом и левыми рабочими сионистами.  В 169 школах, из которых 69 было вечерними, обучалось 16000 учеников.  Преподавание велось на идиш, но большое место в программе занимал польский.  Иврит предлагался как факультатив в старших классах (там, где они были).  Тору не учили и ЦИШО сопртивлялась давлению польских властей включить в программу религию.

 

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment