Агудас Исраэль – первый опыт политической самоорганизации харедим
Ортодоксальные евреи в Европе традиционно стремились к хорошим отношениям с правящей властью и не вовлекались в политические разборки и революции. Однако современные реалии заставили их сформировать политическое движение по нееврейскому образцу чтобы защитить свои секторальные интересы.
В 1912-ом году была основана Агудас Исраэль. Основатели и руководители утверждали, что Агуда это не политическая партия, а народное движение под руководством гдолей-ха-дор – раввинов, выдающихся в своем поколении. Агуда стремилась объединить хасидов и миснагедов в оппозиции реформе, просвещению, социализму и сионизму, которые считались дьявольскими искушениями. Самой влиятельной Агуда оказалась в русской Польше, где ее поддержал третий гурский Ребе Авраам-Мордехай Алтер.
Объявляя себя надполитическим объединением, Агуда, тем не менее, хорошо усвоила новые правила. В Польше агудисты добились избрания своих представителей в сейм и в сенат. Агудисты нашли способ сотрудничать с патерналистской диктатурой маршала Пилсудского. Это правительство скорее шло навстречу требованиям Агуды, чем светских еврейских партий. В ответ Агуда поддержала Пилсудского на выборах в 1928 и 1930. Хасидские реббе публиковали указания своим хасидам как голосовать. Например бобовский Реббе, Бенцион Хальберстам, опубликовал такие указания в 1930-ом и 1938-ом.
Не все ортодоксальные евреи поддержали Агуду. Наиболее консервативные, во главе с мункачевским Реббе, Хаим-Элазаром Шапира, проклинали Агуду устно и письменно. Сам Шапира писал, что агудисты “позволяют в своих школах светские науки” и тем самым, “забивают детские души и головы всякими глупостями ведущими к ереси и легкомыслию”. Анти-агудистские и анти-сионисткие взгляды Хаима-Элазара Шапира разделял самтмарский Реббе, Йоэль Тайтельбаум, хотя между ними случались конфликты за сферы влияния. Реббе из Бельз, Аарон Рокеах никогда не высказывался ни за, ни против Агуды. От его имени публиковались противоречащие друг другу воззвания и он никак не разрешил это противоречие.
Смерть Пилсудского в 1935-ом положила конец взаимовыгодному соглашению между польским правительством и Агудой. Ухудшение экономического положения страны сделало антисемитские крайне правые партии привелкательными в глазах избирателей. Политические наследники Пилсудского нашли себе идеального козла отпущения