Переводы книг

Бернард Вассерштейн “Накануне обвала – европейское еврейство накануне второй мировой”. Глава 9. ИВО (Идишер Висншафтлэхер Институт) – Исследовательский Институт Идиша

ИВО (Идишер Висншафтлэхер Институт) – Исследовательский Институт Идиша

ИВО был задуман идишистскими интеллектуалами в Берлине в начале 1920-ых.  Берлинская задумка была перенесена в Вильно и именно там ИВО и открылся в 1925-ом году.  ИВО ставил перед собой задачи исследования, сохранения и развития языка идиш, превращение языка в филологическую дисциплину и подготовку преподавательских кадров.  Подразумевалось, что ИВО станет академией светской культуры и науки на идиш, Сангедрином двадцатого века.  Были основаны факультеты филологии, истории, экономики/статистики и педагогики/психологии.  Этнографическая комиссия собирала материал по всей Европе при помощи сотен волонтеров.  ИВО собрал огромную библиотеку и архив.  Руководство института было светским, но к традиции относилось с уважением.  Вернее, Тору и мицвот им заменила светская культура, но они так же искренне верили возвышающую роль этой культуры, как верили в Тору и мицвот их деды.

Вдохновлял и возглавлял всю эту деятельность Макс Вейнрих, бывший заметной фигурой во многих отношениях.  Его все узнавали, что было не сложно, так как он потерял при погроме глаз.  Уже будучи ректором, он женился на дочери Цемаха Шабада.  Так же как Шабад, Вейнрих был широко образованным и глубоко мыслящим ученым.  Он учился в Петербурге и Берлине, получил докторат по лингвистике в университете Марбурга, жил в Вене и по приглашению американских коллег провел год в Йельском Университете.  Под его руководством ИВО перестал заниматься только сбором материалов прошлого и начал активно смотреть в будущее.

Хоть ИВО номинально не принадлежал ни какой партии, и большинство руководителей официально нигде не состояло, общая идеология была ближе всего к бундовской.  В результате, коммунисты, сионисты и ортодоксы смотрели на ИВО весьма косо.  Работа интситута взгляды руководителей, конечно, отражала, но в целом велась в стороне от политки.

ИВО, как и вся светская культура на идиш, находилась в постоянном финансовом кризисе.  В 1929-ом году в идишской прессе обсуждалось, что ИВО не в состоянии собрать три с половиной тысячи долларов на новое здание в Вильне, в то время как ортодоксы собирали куда более крупные суммы по всей Польше, а в Америке собрали $50,000 на новую йешиву в Люблине.  Там же в Люблине светская школа на идиш осталась без нового сдания – средств не хватило.  На первых порах ИВО собирал деньги только в Польше, а на куда более щедрый американский рынок вышли далеко не сразу.

Несмотря на многочисленные препятствия, ИВО собрал $10,000 и а 1933-ем году открылся в современном просторном здании на холме.  Тут его стали посещать американские филологи, потенциальные доноры и  все были впечатлены высочайшим уровнем организованности и профессионализма.  ИВО набирал престиж и уважение у иностранных коллег, однако к еврейским массам Вильно дороги не нашел.  К концу тридцатых он открыл представительства в Париже и Нью-Йорке, однако историк Шимон Дубнов писал в 1934-ом году называл ИВО «островом культуры в море невежества».

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment