Переводы книг

Николас Кристоф, Ширэль ВуДанн “Половина небес”. Глава 11. Женщина в исламе — сорт второй или последний?

Женщина в исламе — сорт второй или последний?

Большинство жителей ада – это женщины, которые слишком много проклинают или неблагодарны своим мужьям.

Мухаммед Имран, «Идеальная женщина в исламе»

 

В первую свою поездку в Афганистан, Ник нанял переводчика.  Переводчик хорошо знал английский язык, ничего не боялся и казался нормальным человеком пока не состоялся следующий разговор.

«Моя мать никогда не была у врача.  И теперь уже не пойдет» сказал переводчик.

«Почему?» удивился Ник.

«Потому что в Афганистане не осталось женщин врачей, а идти к врачу мужчине моя мать не может.  Это против ислама.  С тех пор как умер мой отец, я отвечаю за нее и за ее честь.»

«Но если бы ваша мать умирала и единственным способом ее спасти было бы отвезти ее к врачу мужчине?»

«Это было бы ужасно» серьезно сказал переводчик «я бы ее оплакивал.»

Здесь мы сделаем наблюдение весьма неполиткорректное.  Из стран, где над женщинами издеваются, безнаказанно калечат и убивают, не дают учиться и работать, диспропорционально много стран где ислам является государственной религией.  Большинство мусульман по всему миру не считает это правильным и люди других религий угнетают женщин почем зря, и всё же чем более мусульманская страна, тем больше оснований беспокоиться за судьбу рожденных там девочек.

Иногда люди думают, что Латинская Америка с ее мачизмом в этом отношении тоже не подарок.  Но в Мексике и прочих странах Латинской Америки ни у кого не вызывает вопросов идея что девочек надо лечить и кормить так же как мальчиков.  В тамошних странах до зрелости доживает больше девочек чем мальчиков.  Больницы даже в бедных районах Боготы и Кито предоставляют бесплатное сопровождение беременности и акушерскую помощь, а всё потому что общество между собой решило что женщины и их жизни стоят того, чтобы их спасать.

А вот в мусульманских странах огромное количество людей просто не верит, что женщина такой же человек как мужчина.  Лишь четверть египтян считает, что женщина способна возглавлять страну.  Более трети марокканцев одобряют полигамию.  Более половины афганок считает, что вне дома надо одевать бурку.  Консервативные мусульмане следуют эдиктам Верховного Муфтия Саудовской Аравии шейха Абдул-азиза, который в 2004 заявил «Смешивание мужчин и женщин в общественных местах это корень всех катастроф и зла.»

Умеренные мусульмане часто говорят, что такие консервативные воззрения это результат культуры, а не религии.  Это правда.  В мусульманских странах даже немусульмане часто ведут себя в отношении женщин очень плохо.  В Пакистане мы познакомились с девушкой из христианского меньшинства, которая запятнала честь семьи, разорвав помолвку.  Ее братья спорили – убить ее или продать в бордель.  Пока они обсуждали эту дилемму, она сбежала.  Но убийцы, насильники и истязатели женщин так часто оправдывают свои действия исламом, что практику и идеологию трудно в одно целое не связать.  Итак, ненавидят ли женщин в исламе?

Исторически нет.  Когда Мухаммед в седьмом веке основал ислам, положение женщин существенно улучшилось.  Мухаммед запретил повсеместную в Аравии практику убийства новорожденных девочек и ограничил полигамию четырьмя женами, у которых должны быть равные права между собой.  В мусульманских обществах закон защищал имущественные права женщин куда эффективнее чем в средневековой Европе, где состояние не оставившего сыновей дворянина просто отбиралось в казну, а король выдывал замуж дочерей этого дворянина за кого хотел.  Сам Мухаммед уважал женщин куда больше чем раннехристианские лидеры такие как апостол Павел предписавший женщинам молчать в церкви или Тертуллиан объявивший дочерей Евы «вратами дьявола».

Но христианство со времен апостола Павла и Тертуллиана развивалось, а ислам со времен Мухаммеда стагнировал.  Мусульмане продолжают жить реалиями Аравии седьмого века нашей эры.  Когда в 2002 в Саудовской Аравии случился пожар в школе для девочек и полиция нравов заталкивала детей обратно в горящее здание, из которого они выбежали не закрытые как положено.  Четырнадцать девочек заживо сгорело.

В женской тюрьме Кабула можно увидеть как консервативные мусульманские общества тупо кидают в помойку свои самые ценные ресурсы – умных и амбициозных людей.  Тюрьма – обычный кампус из нескольких одноэтажных зданий за высокой стеной.  Ни сторожевых вышек, ни колючей проволоки.  В тюрьме много девушек и молодых женщин, которых заподозрили в добрачном сексе и проверили на наличие девственной плевы.  Те, у кого ее не обнаружилось, обычно по нескольку лет сидят.

Возглавляет тюрьму Рана, женщина средних лет, одна из первых женщин в афганской полиции.  Она прекрасно знает где живет и считает что потерявших девственность до брака нужно сажать в тюрьму – для их же безопасности.  Каждый год в конце Рамадана президент Афганистана амнистирует некоторое количество заключенных.  Многие из освобожденных по амнистии женщин были убиты членами своих семей.

Одна заключенная, девятнадцатилетняя Эллаха, подошла к нам сама и поприветствовала на хорошем английском языке.  Она рассказала нам, что закончила школу и один курс университета в Иране, куда ее семья убежала от гражданской войны в Афганистане.  Эллаха очаровательна, дисциплинирована и знает чего хочет от жизни.  На западе из нее вышла бы неслабая бизнес-леди.  Проблемы начались когда семья вернулась из Ирана в Афганистан.  Ей не по вкусу пришлись более строгие афганские требования, такие как ношение бурки и сидение дома не выходя никуда.

«Моя семья хотела чтобы я вышла замуж за своего двоюродного брата.  Я не согласилась за него выходить потому что мне с ним скучно, не о чем разговаривать – он мясник.  Да еще на три года меня моложе.  Я хотела учиться, но отец с дядей не разрешили мне.»

Эллаха нашла работу в американской строительной компании и произвела впечатление на начальство своим умом и работоспособностью.  Семья разрывалась между ужасом что дочь работает с неверными и радостью от денег, которые она домой приносила.  Но когда один из боссов предложил ей учиться в Канаде, эти поползновения надо было в зародыше пресечь.  Эллаха мало того что отказалась выходить замуж за сына старшего брата своего отца, но еще и подала плохой пример своей младшей сестре.  Та тоже отказалась выходить замуж.

«Нас с сестрой заперли в комнате в доме дяди.  Отец сказал «бейте ее».

Это  продолжалось неделю.  Всё это время девушки провели в наручниках и ножных кандалах.

Эллаха с сестрой обещали быть послушными, но как только предоставилась возможность, пытались убежать назад в Иран.  Но полиция арестовала их как беглянок.  Обеих проверили на девственность и девственность оказалась на месте.  «Их жизни в опасности, поэтому они здесь сидят.  Здесь они могут не боятся гнева отца» говорит Рана про Эллаху и ее сестру.  Эллаха призналась, что эти опасения далеко не беспочвенны.  Ее отец, плотник по имени Саид Джамиль, не был рад нас видеть, когда мы отыскали его в Кабуле.  В дом он нас не пустил, разговаривать пришлось на улице.  Он обещал не убивать и не калечить дочь, но при этом добавил что «больше не даст ей столько свободы».

Собственно ислам и лично пророк в трудностях Эллахи конечно не виноваты.  Но факт остается фактом – пока жизнь женщины дешевле ее плевы, пока такие как Эллаха сидят в тюрьме или преждевременно гибнут, мусульманские страны убивают свои собственные шансы на развитие.

 

* * *

Одним из двигателей мусульманского терроризма в последние десятилетия является демографический перекос в сторону молодежи в соответствующих странах.  Общество, где больше мужчин чем женщин (и особенно молодых мужчин) очень быстро скатывается в массовую преступность и повсеместное насилие.  Историк Дэвид Кортрайт утверждает, что именно в этом причина большего распространения криминального насилия в США чем в Европе. До второй мировой войны в США было больше мужчин чем женщин, а на фронтире этот перекос был особенно заметен.  Привычка решать все конфликты силой и по любому поводу хвататься за кольт отразилась на американском национальном характере и вылилась в высокий процент убийств.  Возможно, что одна из причин высокого уровня насилия в мусульманских обществах это их ярко выражено мужской характер.

Эти эффекты особенно видны, когда мужчины не просто мужчины, а мужчины молодые.  В западных странах группа возраста 15-25 составляет в среднем 15% взрослого населения.  Во многих мусульманских странах эта цифра больше тридцати процентов.  Норвежский социолог Хенрик Урдал утверждает, что каждый раз когда доля молодежи в населении повышается на процент, вероятность вооруженного конфликта повышается на четыре процента. В консервативных мусульманских странах картина усугубляется еще и тем, что юноши не тратят энергию и время бегая за девушками.  Общество им такой возможности не дает.  Энергия, которая в других странах уходит на беготню за девушками, в мусульманских странах выплескивается в насилие и экстремизм.

В таких странах как Афганистан у многих молодых людей вообще нет шанса найти жену.  В таких странах до зрелости доживает больше юношей чем девушек.  Это объясняется тем, что в детстве мальчиков лучше кормят и скорее довезут до врача.  Более того, принятая в обществе полигамия позволяет статусным мужчинам брать по 2-3 жены, не оставляя бедным ни одной.  Когда молодой человек понимает, что у него возможности жениться и жить своим домом, примкнуть к террористам – это всё, что ему остается.

Страны угнетающие женщин обычно не могут похвастаться развитой экономикой, а терроризм особенно привлекателен людей, которым нечего терять.  Некоторые мусульманские лидеры уже начали понимать насколько тормозит экономику любой страны неиспользование половины ее человеческих ресурсов.  В Йемене на рынке труда занято 6% женщин (исключая сельское хозяйство), в Пакистане – 9%.  ООНвский отчет по поводу перспектив развития арабского мира гласит «Полноценное участие женщин в экономической и общественной жизни это необходимое условие для следующего арабского ренессанса».

Билл Гейтс рассказывал, что его пригласили в Саудовскую Аравию и там он выступал перед разделенной на мужчин и женщин аудиторией.  Четыре пятых слушателей были мужчинами и сидели слева.  Одна пятая – женщины, сидели справа, все в черных чадрах и абаях.  Группы были разделены перегородкой. К концу лекции начались вопросы и один из сидящих в аудитории спросил Билла Гейтса насколько реалистично для Саудовской Аравии выйти в первую десятку производителей хай-тека к 2010 году.  Гейтс ответил «Пока вы не задействуете половину мозгов и таланта в вашей стране, вы к первой десятке даже не приблизитесь.».  Маленькая группа справа радостно закричала ура, а большая группа слева вяло похлопала.

Есть основания полагать, что там где семьи угнетают женщин, правительство угнетает всех.  Не видя в семейной жизни другой модели кроме подавления, люди проецируют ту же модель на жизнь общественную.  Фактор наиболее точно предсказывающий потенциал развития общества – статус женщин в этом обществе.  Это самый большой недостаток мусульманских стран, из-за которого они плетутся в хвосте человечества.

Другие главы книги читайте по ссылке.

Leave a Comment