«Эксодус», бывший «Президент Уарфильд»
Биль Фрай сидел за столиком в ресторанчике братьев Миллер в Балтиморе, Мэриленд. Он бросил горсть сухариков в большую тарелку флотского супа с моллюсками и помешивал его ложкой. Он хлебнул пару раз, но у него не было аппетита. “Господи боже мой, – подумал он. – Как же мне переправиться на этой лохани через океан?”.Леон Юрис, «Эксодус»
«Если не потонем, то доберемся»
Капитан Виго Томпсон, когда впервые увидел судно «Президент Уарфильд», март 1947 года.
Из 64 послевоенных судов Алии Бет ни одно не получило такой международной известности как «Эксодус». Но благодаря роману Леона Юриса «Эксодус» в умах людей существует два корабля под таким названием. Большинство израильтян знает что пассажиров с судна с таким названием англичане насильно депортировали обратно в Германию. Однако жители других стран, в особенности американцы представляют себе корабль с историей целиком выдуманной Леоном Юрисом. Невозможно переоценить влияние этой книги. Ее перевели на многие языки, включая русский перевод сделанный в советском лагере узником Сиона (очевидно имеется в виду перевод Авраама Шифрина сделанный в Потьме). Для бесчисленных читателей и зрителей книга и фильм стали главным пособием по истории основания государства Израиль. В версии Леона Юриса «Эксодус» добрался до Палестины с 300 детьми и подростками на борту после драматической голодовки на Кипре. (На самом деле голодовкой пробили себе дорогу маапилим с другого корабля под названием «Дов Хоз» и это произошло в Италии, а не на Кипре).
История реального «Эксодуса» началась 6 февраля 1928. В этот день со стапелей верфи в Балтиморе был спущен пассажирский пароход и назван в честь президента судоходной компании Old Bay Line Соломона Уарфильда. Предполагалось что он будет использоваться для экскурсий по заливу Чесапик и рассчитан был на состоятельную публику. На нем было 171 каюта первого класса. Рассчитан «Президент Уарфильд» был на 400 пассажиров и 58 человек команды. Следующий раз фамилия «Уарфильд» всплывет в СМИ, когда племянница и воспитанница Соломона Уарфильда Уаллис Уарфильд Симпсон выйдет замуж за будущего короля Англии Эдуарда Седьмого и тот отречется от престола. (И слава богу. Эта парочка только и знала что Гитлеру в рот смотреть).
Во время войны «Президента Уарфильда» одолжили англичанам по ленд-лизу и те переоборудовали его в плавучую казарму. После высадки в Нормандии вернулся в американский флот, служил сигнальной платформой и транспортом для переброски солдат. 25 июля 1945 вернулся в США и год простоял в доках Джеймс Ривер. Флотские власти тогда продавали много вдруг ставших ненужными кораблей на запчасти. И вот тут «Джеймса Варфильда» купила подставная компания Алии Бет. Корпус и двигатели были в порядке, но в ремонт всего остального пришлось вложить $130,000. В этот момент англичане уже пронюхали что Алия Бет регистриует свои суда под флагами маленьких латиноамериканских стран. Под их давлением Панама отказала компании в регистрации «Президента Уарфильда» и было ясно что Гондурас тоже откажет. Тогда евреи пошли на хитрость – оплатили заметку в газете «Балтимор Сан», где было написано что «Президент Уарфильд» отправляется в Китай. Теперь представители Гондураса могли хлопать глазами и на все английские претензии отвечать «Они плывут в Китай. Какая еще Палестина?» — и тогда из их рук не уплывала изрядная сумма выплаченная за регистрацию.
16 февраля 1947 команда приняла присягу подчиняться дисциплине Хаганы. Разбили об нос бутылку с шампанским, но это не помогло. У берега Северной Каролины попали в сильнейший шторм. Помноженный на неопытность команды этот шторм привел судно в такое состояние что пересекать на нем Атлантику нечего было и думать. Поплыли на ремонт в Норфолк (Вирджиния). После ремонта американские представители Алии Бет уволили капитана Вильяма Шлегеля и пригласили на его место Виго Томпсона. 29 марта «Президент Уарфильд» отплыл из Филадельфии в Марсель.
В Марселе «Президент Уарфильд» оказался гостем из ада. Мало того что при выходе из бухты они ударили и повредили корпус французского корабля, так еще и оставили после себя на тридцать миллионов франков штафов за нарушение портовых правил. А английская дипломатия и разведка тем временем не дремали. Англичане все-таки дожали Гондурас забрать регистрацию у «Президента Уарфильда» и не устраивать дипломатический скандал, если судно будет перехвачено. В Порт-дю-Буке «Президент Уарфильд» готовился принять на борт пять тысяч маапилим. Американцы потребовали себе выходной на 4 июля, а израильтяне не могли понять в чем дело. После долгих объяснений командование Хаганы согласилось дать американцам выходной на полдня. Те наплевали, заперлись на камбузе и напились в зюзю.
9 июля «Президент Уарфильд» ушел в провинциальный изолированный порт Ла Сиотат чтобы погрузить своих пассажиров. Их привезла колонна из семидесяти грузовиков, у всех в паспортах стояли колумбийские визы. К полудню 10 июля все погрузились и «Президент Уарфильд» ушел в международные воды, что называется, на всех парах – и очень вовремя. Как раз утром 10 июля министр иностранных дел Великобритании Эрнст Бевин (та еще антисемитская морда) встречался со своим французским коллегой Жоржем Бидо и выбил из него приказ задержать «Президента Уарфильда». Прятать пассажиров в трюме не было смысла, англичане уже знали что за судно и куда направляется. Как только «Президент Уарфильд» вышел в международные воды, к нему тут же прицепился британский эскорт. На корабле жизнь шла своим чередом. Работала радиоточка, передавала классическую музыку и новости на английском, иврите, идише и венгерском. Работал ульпан, выходила стенгазета. Случилась эпидемия какого-то желудочно-кишечного вируса, туалеты не справлялись с наплывом страждущих. 16 июля умерла в родах Поля Абрамович. Ее сын выжил. Поле устроили торжественные похороны по морскому ритуалу.
В тот же день «Президент Уарфильд» получил из Тель-Авива по радио следующий приказ. Оставаться сколько можно за пределами территориальных вод Палестины, между шестью и семью вечера 17 июля оторваться от британского эскорта и быстро выскочить на обозначенный тель-авивский пляж. Там Хагана планировала собрать большую толпу, в которой маапилим должны были раствориться (этот метод уже успешно применили с судном «Шабтай Лузинский»). Так как «Президент Уарфильд» был прогулочным кораблем для экскурсий, его дизайн позволял действовать в мелководье, где английские военные корабли действовать не могли.
Тем временем эскорт принял просто угрожающие размеры. Никакой другой корабль Алии Бет не удостоился такого сопровождения. Вокруг «Президента Уарфильда» кружили крейсер «Аякс», четыре эсминца, один фрегат и два минных тральщика. На «Уарфильде» стали готовиться к штурму – натянули проволочную сетку по периметру палубы, приготовили шланги из которых поливать палубу нефтью, а штурмующих – горячим паром. Рубку рулевого укрепили досками и мешками с песком.
Обе стороны знали что столкновение неизбежно. Английские корабли взяли «Президента Уарфильда» в мешок. В полтретьего ночи 18 июля англичане зажгли прожектора и когда «Уарфильд» попал в полосу их света, то увидели на мачте полотнище с шестиконечной звездой и новое название – «Эксодус 1947». С «Аякса» передали – «Вы в территориальных водах Палестины, сдавайтесь и возьмите курс на Хайфу». В ответ капитан Ицхак «Айк» Аронович (сменивший Виго Томпсона в Марселе) послал англичан на три веселых буквы. Два эсминца зажали «Эксодус», причем один его в процессе протаранил. Высадили десант, возле рубки завязался настоящий бой. Биллу Бернштейну кто-то из английских солдат проломил голову, другому американцу выстрелили в лицо с близкого расстояния. Тогда Айк с помощью кого-то из американцев отключил управление в основной рубке и стал управлять судном из запасной. Он сменил курс и попер прямо на британский корабль, который пытался пристоиться к «Эксодусу» борт к борту. Англичане испугались. За два часа англичане высадили на «Эксодус» лишь сорок моряков, большинство из которых безоружные евреи взяли в плен. Рано утром высадили еще один десант, погибло двое пассажиров – пятнадцатилетний Цви Якубович и еще один, имени нигде не нашла. Однако Айк понимал что возможность высадиться на пляж упущена и решил больше не жертвовать чужими жизнями. Билл Бернштейн умирал в лазарете от черепно-мозговой травмы и не было никакой возможности ему помочь. Было ранено 146 евреев, госпитализация потребовалась 28. Во второй половине дня в пятницу, когда еврейская Хайфа готовилась к Шабату, «Эксодус» пришел в порт.
* * *
Маапилим с «Эскодуса» (4530 человек) распихали по трем кораблям («Эмпайр Райвал», «Ошеан Вигор» и «Раннимед Парк») и отправили на Кипр. Какого же было удивление капитана этой флотилии, когда он открыл конверт с приказом и там как порт назначения значился не Кипр, а Порт де Бук во Франции. Когда на следующий день флотилия не появилась на Кипре, в Палестине поняли что англичане ужесточили свою политику. Эрнст Бевин был намерен сделать из «Эксодуса» пугало, чтобы евреи посмотрели на судьбу его пассажиров и не хотели ее повторить. Поэтому он распорядился отправить евреев с «Эксодуса» во Францию.
28 июля корабли с маапилим достигли Порт де Бука и бросили якорь за пределами территориальных вод. Около шестидесяти пожилых и больных пассажиров согласились сойти на берег. Остальные отказались и французское правительство заявило что принуждать их оно не будет.
«Эмпайр Райвал», «Ошеан Вигор» и «Раннимед Парк» простояли на рейде в Порт де Буке три недели, а потом министерство колоний известило Еврейское Агентство что те кто не сойдет на берег добровольно, будет депортирован в английскую оккупационную зону Германии. На размышление дали сутки. Через двадцать минут после истечения срока ультиматума три корабля взяли курс на Гамбург. Прибыли 8 сентября. В порту встречало 2500 человек полиции и солдат вооруженных дубинками и гранатами со слезоточивым газом. Некоторые пассажиры заявили что своей волей на ненавистную немецкую землю не ступят – их тащили по земле. С «Ошеан Вигор» пассажиры сошли на удивление мирно и быстро и скоро англичане поняли почему. Там была обнаружена бомба, достаточно мощная чтобы потопить судно. Когда английские саперы взорвали ее на земле контрольным взрывом, во всех казармах на базе вылетели стекла. Пассажиры «Раннимед Парк» забаррикадировались и отбивались от дестантников и военной полиции.
История с депортацией конечно со всех сторон ужасная, но даже там произошло настоящее чудо. Один из американских добровольцев поехал в Гамбург со своей невестой из маапилим, с которой незадолго до этого познакомился. В лагере для перемещенных лиц в Германии они обнаружили мать невесты, которую дочь уже несколько лет считала погибшей.
Тогда пассажиры «Эксодуса» еще не знали что меньше года пройдет и последние из них приедут в независимое Государство Израиль, ни от кого не таясь. 4 сентября 1948 года в порт Хайфа пришла яхта «Каланит» (Нарцисс) с командой американских добровльцев. «Каланит» служила правительственной яхтой шести президентам (Теодору Рузвельту, Вильяму Тафту, Вудро Вильсону, Уоррену Хардингу, Калвину Кулиджу и Герберту Гуверу) и тогда носила название «Мэйфлауэр». Так как «Каланит» прибыла в уже независимое еврейское государство, она не считается кораблем Алии Бет. Но она привезла в Израиль последних 320 пассажиров с «Эксодуса» и флаг с «Эксодуса».
* * *
Никогда прежде и никогда после Алия Бет не получала такого международного резонанса и спасибо за это надо сказать английскому правительству и лично товарщу Бевину. Они сделали все чтобы превратить ситуацию в пиар-катастрофу и международный скандал. Европейская и американская пресса ухватилась за интересный скуп. За период с 18 июля по 9 сентября 1947 года только «Нью Йорк Таймс» писала об «Эксодусе» и его пассажирах 15 раз. В США в Конгрессе конгрессмен из округа где жили родители Билла Бернштейна задал резонный вопрос – какого хрена? Почему солдаты нашего союзника в мирное время убили гражданина США? Другие конгрессмены присоединились к его резолюции. На траурный митинг в память о Бернштейне в центре Нью-Йорка пришло двадцать тысяч человек. Отношения Франции и Великобритании испортились, когда французы сказали – мы не будем делать за вас вашу грязную работу и чморить людей которые уже и так достаточно страдали. В самом Лондоне скандал с «Эксодусом» тоже
изрядно аукнулся. Парламентская оппозиция во главе с Уинстоном Черчиллем вовсю использвала этот провал правительства для своей агитации. В Палестине участились антибританские акции, в том числе вооруженные. И спецкомиссия по Палестине ООН рекомендовала англичанам отказаться от мандата и поделить Палестину на еврейское и арабское государства.
Начиная с 1948 года «Эксодус» стоял в порту Хайфы. Он был в слишком плохом состоянии чтобы на нем плавать. В 1951 мэр Хайфы Аба Хуши предложил сделать там музей Алии Бет. Но прежде чем этот план был претворен в жизнь на «Эксодусе» случился пожар 26 августа 1952 года. То что осталось отбуксировали из порта Хайфа и 23 августа 1964 распилили на металлолом.
Пальямники: Ицхак «Айк» Аронович, Йоси Харель, Миха Перри, Цви Кацнельсон, Сима Шмуклер, радисты Азриэль Эйнав и Макс Коэн.
Американцы: Мюррей Аранофф, Курт Барух, Шмуэль Беери, Билл Бернштейн (второй помощник капитана, погиб), Бен Форман, Майрон Гольдштейн, Джон Стэнли Грауэль (методистский пастор), Эли Калманович, Давид Кохави, Арье Коломийцев (второй рейс), Фрэнк Лавин, Харольд Рейднер, Сол Лестер, Ави Ливни, Давид Ловенталь, Эббот Лац, Дэнни Маловски, Реувен Марголис, Бенни Маркс (второй рейс), братья Милман (Вильям и Дэвид), Дов Миллс, Ал Нафтал, Стэнли Рицер, Роджер Ройфе, Шмуэль Шиллер, Сэм Шульман, Зеев Сегаль, Лу Силав, Эйб Сигал, Ленни Склар, Фрэнк Станцак, Авраам Сайгал, Гарри Вайнсафт, Сай Вайнштейн, Майк Вайс.
1) Члены команды, июль 1947. Справа – Билл Бернштейн.
2) В Польше удалось выжить трем сестрам – Рахели, Ханке и Цивье. Ханка заболела и ей пришлось остаться во Франции, а Рахель и Цивья сели на «Эскодус» и пережили всю эпопею. Это удостоверение пассажира «Эксодуса» выдала Рахели Хагана.
3) Рахель, Ханка и Цивья с мужьями. Все три семьи жили в одном кибуце.