«Шесть дней в неделю – и хватит с нас»
Многие американцы средних классов впервые близко столкнулись с иммигрантами у себя дома, где иностранные служанки стремительно заменяли местных уроженок, которые отправились работать в магазины и конторы. Для американки наличие служанки означало разницу между респектабельностью и социальным дном. Лишь простолюдины сами открывали дверь своего жилища на стук. Лишь простолюдинки сами чистили свою печку и сами развешивали сушить белье. У людей респектабельных дверь открывала служанка и сообщала посетителю дома ли хозяйка. Служанки подавали семье обед и делали наиболее тяжелые работы по дому. Рабочий день такой служанки был в полтора раза длиннее рабочего дня фабричной и личное время у нее отсутствовало как класс. Приглашать гостей им не разрешалось. Соцработница Люси Салмон из Вассар-колледжа в 1897 опросила бывших служанок и те рассказали что предпочли бы любую другую работу – официанткой, батрачкой на сборе фруктов или на фабрике. Законодатели общественной морали считали что самое безопасное место для работающей девушки – это в респектабельной американской семье под присмотром респектабельной американской матроны. Никто не понимал почему среди бездомных и простиуированных женщин было огромное количество бывших служанок.
Большую часть этого нового, иммигрантского, поколения служанок составляли ирландки. Со времен пилигримов женщины приезжали в Америку либо потому что так решил мужчина (муж или отец), либо потому что надеялись найти мужа. Но типичная ирландка приезжала в США одна, в надежде найти работу и содержать себя сама. «У меня все хорошо, мне нравится моя работа» — писала юная швея из Коннектикута своим близким в Ирландию – «Скоро у меня будет профессия и я буду независима… Это то чего я всегда хотела».
Еще до голодоморов ирландские семьи старались выпихнуть дочерей в город, найти работу служанкой или в магазине (особой промышленности в Ирландии не было), в то время как от сыновей ожидалось что они останутся на семейной ферме и продолжат заниматься крестьянским трудом. От ирландских девочек ждали в первую очередь самостоятельности. Хотя запрет на добрачный секс был строгим, никто не считал что девочку нельзя выпустить из дома без присмотра брата. Ирландские девушки вовсю эмигрировали, искали работу, находили ее, копили деньги и со временем привозили в Америку своих близких.
Понятно что никому не нравилось жить «в людях» и быть служанкой, но ирландские девушки приспосабливались к этому легче чем девушки из других иммиграций. У них не было проблем с английским языком (они знали его как иностранный, но знали хорошо) и им было не так обидно жить в чужой семье, потому что в Америке своей семьи у них не было. Кроме того, ирландки не видели трагедии в преспективе остаться старой девой и легко адаптировались к ситуации где у них было мало возможности знакомиться с молодыми людьми. В Ирландии люди вступали в брак поздно, а четверть женщин вообще не выходила замуж. Когда ирландки приезжали в Америку, они отправлялись туда где было больше рабочих мест, а не больше потенциальных мужей.
К середине 19-ого века 74% служанок в Нью-Йорке были ирландками и это приводило к культурному шоку у американцев. (Редактор журнала Нейшн дописался до того, что плохая работа ирландских служанок склонила американское общественное мнение на сторону Великобритании по вопросу об ирландской независимости). Эти девушки выросли на фермах, плохо разбирались во всех тонкостях ведения городского домашнего хозяйства по викторианским стандартам и до ужаса плохо готовили. К тому времени большинство ирландцев ело ежедневно одну картошку и больше ничего готовить никто не умел. Ирландских служанок считали нахальными, но «нахальством» в прислуге могло быть названо что угодно. В одной из многочисленных эницклопедий по домашнему хозяйству изображается мутящая воду ирландская служанка Элизабет, которая смущает остальную прислугу такими словами: «Шесть дней в неделю – и хватит им; а седьмой принадлежит нам».
Когда ирландские женщины выходили замуж, они тут же уходили с работы. Но нельзя сказать чтобы ирландские мужчины были такие уж добытчики. Сохранились записи ирландского агентства по поиску работы за 1870 год. Они нашли работу для 628 женщин и для 81 мужчины. Часто мужчины брались за опасную работу на которую больше никто не хотел идти. (На рабовладельческом Юге ирландские команды подряжались на такие стройки куда владельцы не отпускали рабов – рабы денег стоят). Ирландки часто оставались вдовами в результате производственных аварий, а алкоголизм оставался проклятием ирландских мужчин. То есть муж вроде как есть, да толку от него никакого, наоборот — пропивает последнее. В 19-ом веке среде жителей американских работных и сумасшедших домов было диспропорционально много ирландских женщин – они просто не выдерживали свалившихся на них несчастий.
Те ирландские женщины которые благополучно пережили иммиграцию и первые годы в новой стране, заложили прочный фундамент под будущее своих дочерей. Рожденные в Америке дочери пошли в католические школы, которые возникли в каждом крупном городе. Эти школы давали хорошее образование. Многие из второго поколения пошли в учительницы и медсестры, то есть глядя на матерей поняли всё про мужчин-добытчиков и собственную финансовую подушку. И ни одна уже не стала служанкой.