«Поверить, вопреки всему, что между женщинами может быть солидарность»
В 1913 году, когда Алиса Пол решила саботировать инагурацию президента Вудро Вильсона устроив свой суфражистский парад (ссылка на материал, тоже из Гейл Коллинз, в комментарии), чернокожая журналистка и активистка Ида Веллс-Барнетт приехала в Вашингтон из Чикаго. В составе чикагской делегации суфражисток было аж шестьдесят афроамериканок. Нельзя сказать чтобы Алиса Пол обрадовалась их появлению. В стремлении умаслить южных суфражисток, она объявила что чернокожих на параде не будет. Но Ида Веллс-Барнетт наехала на нее как танк и выбила обещание не препятствовать цветной делегации маршировать в хвосте колонны. Сама Ида растворилась в толпе и в тот момент когда мимо нее проходила белая часть чикагской делегации, шагнула вперед.
Такие вещи происходили с чернокожими суфражистками постоянно. Как только приходилось выбирать между расистскими предрассудками южан и интересами чернокожих женщин – последние оказывались на улице, ну или в хвосте колонны. Когда суфражистки проводили свой первый съезд на Юге, в Атланте (1894) Сюзан Б. Антони попросила Фредерика Дугласа не приезжать «из соображений целесообразности» (Это при том что аболиционист Дуглас активно поддерживал движение суфражисток и материально помогал). Когда в 1903 проходил съезд суфражисток в Новом Орлеане, чернокожих на него не допустили. В надежде на примирение Сюзан Б. Антони отправилась в самый крупный клуб афроамериканок в городе. Президентка, Сильвани Вильямс, вежливо ее приняла, но со значением сказала: «Когда такие женщины как вы, мисс Антонии, приходят разговаривать с нами мы можем поверить, вопреки всему, между женщинами может быть солидарность».
Такие женщины как Ида Веллс-Барнетт и Сильвани Вильямс конечно очень хотели голосовать, но отсутствие права голоса было далеко не единственной их трудностью. На Севере афроамериканцы сталкивались с повсеместной сегрегацией и дискриминацией, а на Юге суды Линча превратились во вполне себе официальное орудие запугивания и подавления. В 1918 в Джорджии беременная негритянка Мэри Тернер бесстрашно набросилась на толпу расистов пришедшую вешать на дереве ее мужа. Ее пытали, разрезали живот, вытащили эмбриона, а саму заживо сожгли. Ассоциация Цветных Женщин Саванны разослала телеграммы всем – от президента от «белых» женских клубов, умоляя расследовать это страшное преступление и наказать виновных. Местный белый женский клуб прислал письмо с соболезнованиями, а вот белый женский клуб всея штата Джорджия прислал письмо с назиданием что суды Линча будут продолжаться «пока вы не научите своих пристойно себя с белыми вести».
В какой-нибудь другой реальности большинство белых лидерок суфражистского движения не имели бы ничего против идти на параде в одной колонне с Идой Веллс Барнетт или сидеть на лекции рядом с Сильвани Вильямс. Но у афроамериканок не были никакой политической власти, а у белых южан ее было навалом, во всяком случае у них была власть заблокировать любую поправку к Конституции о предоставлении женщинам избирательного права. Поэтому такие фигуры как Сюзан Б. Антони и Алиса Пол наизнанку выворачивались лишь бы не напомнить южанам и южанкам что чернокожие женщины тоже заинтересованы в праве голоса. И когда Ида Веллс-Барнетт и компания указывали им на эту сомнительную с этической точки зрения позиция, снова и снова раздавались охи и вздохи о том какие афроамериканки политически недальновидные, как будто это было главной проблемой.
Кусочек из фильма «Ангелы с железными челюстями», как Ида Веллс-Барнетт приходит к Алисе Пол. Русские субтитры имени меня.