«Надеюсь что это будет последнее испытание такого рода»
Из судебных архивов пуританских колоний ясно что женщины не были так покорны как этого хотелось бы власть предержащим и старались не давать себя в обиду. Из дел по категории «нанесение побоев супругу» женщины проходили как обвиняемые примерно в одном деле из трех. Но ни о каком равенстве закрепленном в законе и речи не было. Там было закреплено ровно обратное. Все имущество семьи принадлежало мужу, ему же принадлежали права на детей. Качества характера мужчины в большой степени определяли как будет жить его жена. Трудолюбивая женщина могла тянуть за собой местного Обломова пока он ей это позволял, но не могла ничего сделать если он решал упереться. Развод как опция даже не рассматривался – максимум что мог разрешить суд в северных колониях, так это раздельное проживание. Несчастные в браки южанки по крайней мере могли надеяться что нездоровый климат региона их освободит, но на севере у женщины были все шансы долго жить с первым мужем, он же последний. Те жители Новой Англии которые не погибли и не умерли в детстве имели неплохие шансы дожить до шестидесяти, а четверть всех взрослых доживала до восьмидесяти. Если женщина на умирала в родах, она скорее всего старилась с тем мужчиной за которого совсем юной вышла замуж.
Пуритане считали что в обязанности мужа входит содержать жену, показывать ей пример благочестивой жизни и быть снисходительным как к «немощному сосуду». Физически наказывать жен не одобрялось и в маленьких городках на вопли избиваемой женщины неизменно сбегались соседи во главе с пастором. Но человек, которого не интересовало мнение соседей, мог наказывать жену как хотел. Так некий Даниэль Эла заявил суду что жена «его служанка и рабыня» и он вправе поступать с ней как хочет. Суд ничего ему не сделал. Другой домашний боксер, который бил жену ногами и прилюдно угрожал перерезать ей горло, был приговорен к наказанию розгами, но это наказание отменили стоило ему обещать исправиться.
Почти во всех колониях Новой Англии действовали законы запрещающие добрачный секс. Если первый ребенок рождался раньше чем через девять месяцев после свадьбы, то пару вызывали в суд и могли приговорить к девяти ударами розгой «по голой спине» или к немаленькому штрафу. Но шли годы и все меньше женщин выходили замуж девственницами. В конце семнадцатого века в Род Айленде ни один ребенок не родился раньше чем через девять месяцев после брака родителей. Между 1720 и 1740 годами таких детей было 10%, а между 1760 и 1780 – 44%.
А вот к прелюбодеянию относились более серьезно. Пуритане считали прелюбодеянием ситуацию когда замужняя женщина спит с кем-то кроме мужа. Когда мужчина спал с незамужней женщиной, это проходило по менее серьезной статье «блуд». По крайней мере в теории за прелюбодеяние полагалась смертная казнь, но приговор почти никогда не приводили в исполнение. Известно о трех жительницах Новой Англии повешенных по статье «прелюбодеяние». Одна из них, Мэри Лэтем из Бостона, мало того что хвасталась своей разнообразной сексуальной жизнью (12 партнеров), так еще и абьюзила мужа и угрожала ему ножом.
Взрослая жизнь почти всех жительниц колониальной Новой Англии проходила на фоне непрекращающейся череды беременностей и кормлений. Типичная колонистка выходила замуж до двадцати лет и рожала 7+ детей. Каждого ребенка она кормила грудью от года до полутора лет. Грудное вскармливание, которое частично подавляет овуляцию, служило столь же частичной формой контрацепции. Вот что написала жительница Филадельфии квакерка Элизабет Дринкер, когда родила ее 38-летняя дочь: «Надеюсь что это будет последнее испытание такого рода, так как этого ребенка она будет кормить пару лет».
Пока на юге не осушили сотни квадратных километров болот, там малярия косила людей и многочисленные беременности приводили к трагически небольшому числу взрослых. В колониальные времена половина детей рожденных вокруг залива Чесапик умирало так и не став взрослыми. Но в Новой Англии климат был здоровее и там были в ходу оооочень большие семьи. Семья с 10+ детьми никого не удивляла. Бенджамин Франклин был одним из семнадцати братьев и сестер. Губернатор Массачусетса Вильям Фипс – одним из 26, все от одной матери.
Роды проходили в женском коллективе покуда муж роженицы и другие мужчины ждали за дверью. («Молитесь, брат Алексей. И вы, рав Моргенталер. Только не здесь»). Рожали обычно полусидя и кто-то женщину сзади непременно поддерживал. Если в группе поддержки была кормящая женщина (а она почти всегда там была), то новорожденному давали пососать ее молока – молоко только что родившей матери считалось для первого кормления непригодным. Если роженице было очень трудно, ей тоже могли сцедить чужого грудного молока и дать попить. Если роды проходили благополучно, обычно начинались ядреные шуточки по поводу пуповины. Через какое-то время в комнату пускали новоиспеченного отца и мир женщин уступал патриархальной семье.
Повитуха была незаменимым атрибутом в жизни колонистов. Обычно аполитичные бостонские матроны устроили настоящую забастовку когда церковные иерархи вздумали чморить их любимую повитуху. Некоторые города в Новой Англии предоставляли повитухе бесплатное жилье, а в голландской колонии Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) повитухи были госслужащими с немаленькими зарплатами. Профессионализм повитухи и поддержка подруг – вот и всё чем располагала рожающая женщина в часы смертельной опасности. В Новой Англии в родах погибало 20% рожениц, на Юге еще больше. Преподобный Коттон Матер, никогда не упускавший случая сказать в своих проповедях женщинам гадость, писал обращаясь к беременным, что самое разумное что они могут сделать – это приготовиться к смерти. (Коттон Матер был одним из главных инициаторов сэлемского процесса ведьм. Он был таким мракобесом, что его стыдился его собственный отец, тоже пастор, Инкрис Матер. Однако за одну вещь потомки могут сказать Коттону Матеру спасибо – за первую в колониальной Америке кампанию вариоляции от оспы). У женщин побогаче был наготове набор новых простыней, которые стелили на кровать, когда роды заканчивались. Если женщина умирала, из простыней шили саван. В эпоху когда мужскую отвагу поднимали на пьедестал, женщины смотрели смерти в лицо если не на постоянной, то на регулярной основе. (В комментарии ссыль на пост о повитухах во французских колониях Нового Света).