«Стоя прямо на спине неоседланной лошади»
Американцы после Гражданской войны тащились от романтики ковбоев, индейцев и охоты на бизонов. Они массово читали приключенческие и любовные романы про дикий запад и дикий запад долго оставался главной темой массовых зрелищ. Непонятно как женщины вписывались в этот нарратив, ну разве что в качестве жертв которых надо спасать. Но потихоньку начали появляться литературные героини несколько другого качества. Нелли Торнадо отомстила за смерть родителей переодевшись мужчиной и настигнув убийц. Неистовая Эдна предводительствовала шайкой разбойников. Бесстрашная Делл изумляла мужчин тем что была отменной наездницей и прекрасно стреляла. Существовали такие женщины в основном в книжках, но были и реальные прототипы. Самыми известными были Анни Оакли и Бедовая Джейн. Со времен Ханы Дастин которая в 1697 сняла скальпы со своих конвоиров и бежала из индейского плена, страна не была так готова принять женщину с качествами бойца.
На самом деле Анни Оакли не попала на территорию к западу от реки Миссиссиппи (великая река неформально делит континент на запад и восток) аж до 1885 года, когда поехала на гастроли с цирком Баффало Билла. Она родилась в 1860 в Огайо и при рождении ее звали Фиби Анн Мозес. Ей было шесть лет когда умер ее отец-почтовый служащий и оставил вдову с детьми мал-мала-меньше. Анни научилась стрелять из отцовской винтовки и помогала семье тем что продавала подстреленную дичь на кухни фешенебельных гостиниц в Цинцинатти. Ее птички особенно ценились потому что были аккуратно застрелены в голову. Пятнадцатилетнюю Анни заприметил в местном стрелковом клубе известный стрелок и цирковой артист Фрэнк Батлер. Началось все с того что Анни победила его в соревновании. Через год они поженились и стали выступать вдвоем, но очень скоро Фрэнк понял, что Анни и стреляет лучше и зрителям больше нравится. И Фрэнк сделал самое разумное в этой ситуации – не стал злобствовать и завидовать, не стал чморить Анни и губить ее талант (как сделали ли бы многие мужчины в его ситуации), а поступил ровно наоборот – стал ее менеджером, взял на себя всю логистику, научил неграмотную простушку Анни читать, писать и вести себя в обществе. У них был на редкость счастливый и долгий брак (ровно полвека), они умерли в один месяц (сначала Анни, потом Фрэнк), а их единственным ребенком стала Аннина карьера. Но сценаристы в узел завязывались пытаясь как-то объяснить почему Фрэнк Батлер поставил карьеру жены впереди своей собственной. В одной из киноверсий Фрэнк частично потерял зрение и уже не мог стрелять, а в сценарии бродвейского мюзикла Annie Get Your Gun Анни поддается Фрэнку в соревновании по стрельбе, дает ему выиграть, потому что иначе в мужья его не получишь.
В отличии от большинства выступавших в цирке стрелков, Анни никогда не приходилось прибегать к трюкам. Он разбивала посуду, тушила свечи, просверливала дырки в игральных картах выстрелами из своей винтовки и могла делать это стоя, на бегу и верхом на лошади идущей галопом. В 1894 Томас Эдисон снял ролик на полторы минуты как Анни разбивает выстрелами стеклянные шары. В цирке Баффало Билла Анни подружилась с Сидящим Быком, чье восстание было подавлено, а народ загнан в резервацию. (Сидящий Бык не закончил свои дни в цирке. Он поднял еще одно восстание и в бою погиб). Анни была единственным человеком чье общество выводило Сидящего Быка из понятной в его положении меланхолии. После его гибели газетчики взяли моду называть Анни «приемной дочерью Сидящего Быка». Это конечно была развесистая клюква, но их действительно связывали теплые дружеские отношения.
Анни была невелика ростом, носила длинные юбки и очень женственно себя вела. Именно поэтому публика «простила» ей ее неженские умения и обыкновение побеждать мужчин в стрелковых соревнованиях. Чтобы сохранить этот имидж, она ставила четкие границы. Она не носила штанов и ездила боком. Фрэнк уверял журналистов что Анни может поражать цели стоя на голове, но считает это «неприличным». Никому не дозволялось в ее присутствии пить или ругаться. Она считала что право голоса женщинам не нужно. (Тут можно подумать что Анни классическая «пчелиная матка», которая хочет равноправия для себя, но отказывает в нем другим женщинам, однако это не так. В 1898 она написала письмо президенту МакКинли в котором предложила обучить 50 снайперок и отправить их на фронт. Фронт тогда был на Кубе, где за контроль над островом бодались испанцы и американцы). На рубеже веков Анни стала играть в театре и во всех постановках играла в общем-то себя – женщину-ковбоя, которая борется со злом не становясь мужеподобной. За свою длинную и разнообразную карьеру она сделала приемлемым для женщин охотиться, стрелять и соревноваться с мужчинами – по крайней мере если женщины будут держать ноги на одной стороне седла.
В отличии от Анни Бедовая Джейн была настоящим продуктом Дикого Запада. При рождении ее звали Марта Канари. Она была старшей дочерью неудачливого фермера и беспутной матери, проводившей больше времени в салунах, чем дома. Семья уехала из Миссури во время Гражданской войны, чтобы убежать от кредиторов, и очутилась в Монтане. Здесь отец пристрастился к картам, мать пошла на панель, а Марта с сестренками просили милостыню. Родители умерли, Марта была бездомная и неграмотная, и пошла по стопам матери, чтобы прокормить младших – спала с мужчинами за деньги. Потом младших детей отдали на воспитание в мормонскую семью в Солт-Лейк-Сити, а Марта поселилась в городе Пьедмонт, Вайоминг. Это был маленький, но дикий городок, где Марта в четырнадцать лет была единственной незамужней женщиной. К 1875 ее прозвали Бедовой Джейн («джейн» называли на западе любую женщину, кроме индианок, индианки были «скво»). Она ездила из города в город, везде заводила любовников, иногда имела проблемы с законом, за воровство или пьянство. В общем, она была несчастным человеком, женщиной, которая вела себя как мужчина в месте, где мужчины вели себя ужасно. Но, вместе с тем, она была добрым и преданным другом (когда трезвая) и с риском для жизни ухаживала за жертвами эпидемии оспы в Южной Дакоте в 1878.
Бедовая Джейн любила рассказывать про себя всякие истории, приписывала себе службу следопытом у генерала Кастера или работу возницей почтового экспресса. Но создателем Бедовой Джейн, которую узнала широкая публика, был изготовитель тогда популярной бульварной литературы Нед Уилер. Он написал про Бедовую Джейн целый сериал. В его сериале (десять центов за книжечку в один эпизод) Джейн ездила верхом по-мужски, носила штаны из оленьей шкуры и курила сигары, но никогда не пила и не ругалась. В тексте делались намеки на то, что Джейн – дочь высокопоставленных родителей, которая сбежала на запад из-за разбитого сердца. И, конечно, «книжная» Джейн была красивой, грациозной и отважной.
Настоящая Бедовая Джейн хорошо ездила верхом, но не была ни красивой, ни грациозной. Она безуспешно пыталась сделать на своей известности хоть какую-то денежку и опубликовала автобиографию, где было больше вымысла, чем правды. Но развлекать публику она не умела. Она умерла в сорок с чем-то лет от алкоголизма.
1) Анни Оакли
2-3). Кадры из бродвейской постановки Annie Get Your Gun с Рибой МакИнтайр в главной роли. Я очень люблю Рибу и всегда представляю Анни Оакли исключительно в созданном ей образе.
* * *
Мужчин сделавших карьеру жены делом своей жизни я могу вспомнить трех, если не считать принцев-консортов, мужей правящих королев. Это Батиста Мененгини (Мария Каллас), Пак Юсан (Эстер Ким, первая кореянка ставшая врачом) и с натяжкой Гхопалрао Джоши (Анандибай Джоши, первая индуска ставшая врачом). С натяжкой потому что хотя Гхопалрао и оплачивал образование Анандибай, и хлопотал об ее трудоустройстве, и доказывал всем что женщины врачи нужны – ребенка в четырнадцать лет ей явно не святым ветром надуло.