Первые среди первых
Первыми женщинами читавшими публичные лекции на аболиционистские темы стали сестры Ангелина и Сара Гримке. Их семья принадлежала к рабовладельческим сливкам Юга, там было полно известных людей, но Ангелина и Сара поражают своей уникальностью. Что бы они ни делали, они были первыми. После смерти отца Сара поехала в Пенсильванию жить одна – и это в те времена когда женщины даже между городами одни не ездили. Семья пыталась избежать сплетен, рассказывая всем что Сара поехала в санаторий лечиться.
В эпоху когда от женщин ждали что они будут прежде всего волноваться о том какое впечатление производят и «ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна», сестры Гримке были искренни, честны с другими и с собой и упорно следовали своей звезде. В 1834 Ангелина, которая последовала за сестрой на север, написала «Призыв к христианкам южных штатов». В этой работе она призывала южанок уговорить своих мужей и отцов что рабство «это преступление против Бога и человека» и учить своих рабов грамоте. Это единственный такой документ который выйдет из под пера южанки, но аудитория этот текст так и не увидела. Весь тираж конфисковывался в почтовых отделениях и сжигался, а Ангелине запретили приезжать в Чарльстон под угрозой тюремного срока.
Ангелина и Сара начали с того что проводили квартирники для интересующихся темами рабства и аболиционизма северянок. Американское Аболиционистское Общество предложило им работу – выступать с публичными лекциями. Скоро они уже вовсю выступали в церквях, хотя изначально их друзья советовали «не повторять ошибок Фанни Райт». (Фанни Райт так обогнала свое время, что ее никто слушать просто не хотел. Кроме освобождения рабов, она призывала к таким вещам как сексуальная и репродуктивная свобода, безпрепятственный доступ к контрацепции, развод по желанию сторон, имущественные права для замужних женщин, отмена смертной казни и отказ от организованной религии). Но сестрам Гримке удалось лучше чем Фанни Райт – они не были настолько радикальными. И мужчинам и женщинам было интересно послушать как южные аристократки стали аболиционистками и организаторы скоро открыли лекции для всех. Ангелина оказалась более одаренным оратором и Сара, которая разговаривала несколько монотонно, занялась организацией и логистикой. Сестры давали 5-6 лекций в неделю, в разных городах. Ездили из города в город на дилижансах, в фургонах, верхом. Везде их встречали огромные толпы. В Вансакет Фоллз под напором толпы затрещали несущие балки и Сара лекцию свернула.
Закончилось это лекционное турне когда Ангелина слегла с тифом. Пока она поправлялась, у нее завязалась романтическая переписка с Теодором Уэлдом, тоже лектором на аболиционистские темы, который был ей чем-то вроде наставника. Никто не ожидал что это к чему-то приведет потому что Уэлд дал обет не жениться пока не будет отменено рабство. Но после пространной переписки на религиозно-философские темы, Уэлд вдруг написал: «Моё сердце уже давно принадлежит тебе одной». Ангелина ответила примерно так же, написав в одном абзаце «мы два тела соединенные одной душой» и про свои планы давать показания легислатуре штата Массачусетс. В феврале 1838 Ангелина представила легислатуре аболиционистскую петицию и стала первой женщиной в США которая с трибуны обращалась к законодательному собранию.
Через три месяца Ангелина стала первой в Америке прото-феминисткой которая вышла замуж. Она так же страстно обличала подчинение женщин как горькую долю рабов и конечно ее единомышленники облегченно вздохнули что мужа она все-таки нашла. На свадебной церемонии никто не обещал никому повиноваться и Уэлд выступил с речью обличающей законы передающие собственность женщины в распоряжение мужа. После свадьбы всей толпой отправились в новое здание аболиционистского общества, где Ангелина должна была выступить с лекцией. Возле здания собралась агрессивная толпа и Ангелина читала свою лекцию пока в окна летели камни и сыпались стекла. В тот раз никто не пострадал, но здание купленное на собранные по подписке деньги погромщики сожгли дотла.
Ангелина с супругом пригласили Сару жить к себе и сестры начали вести хозяйство в надежде показать всем что женщины у которых «кое-что в голове» «не потеряются в быту». И все-таки всем крупно повезло что Уэлд оказался так же непривязан к условностям и так же непритязателен в быту как его жена и свояченица. Ангелина и Сара были большими поклонницами тогдашней альтернативной медицины, в частности диеты Сильвестра Грэма, которая запрещала мясо, масло и сыр. К тому же он бойкотировали все продукты труда рабов, как-то чай, кофе, сахар и специи. Горячее готовили раз в неделю, на ужин подавали рисовую кашу с патокой, на завтрак – яблоки с холодной водой. (Зимой, в Филадельфии, какой кошмар). В 1839 Ангелина родила первого из троих детей и ее здоровье сильно пошатнулось. Судя по оставленным записям, у нее было частичное выпадение матки. (Я не нашла что стало с детьми Теодора и Ангелины, ничего кроме имен. Очевидно они умерли в детстве)
Сестры вместе с Теодором организовали прогрессивную школу интернат. Ангелина, одетая для удобства в блумеры-шаровары (тогда верх радикализма) раскладывала по тарелкам кашу и весь персонал ел вместе с воспитанниками из того же котла. (Никаких тебе мистеров Бамблов). Несмотря на так себе доходы, в доме Уэлд-Гримке постоянно толпились гости. Кроме того, они поддерживали кучу бедных родственников и некоторое количество бывших рабов семьи Гримке, которые были нетрудоспособны по старости или болезни. В 1868 сестры обрнаружили что у них, оказывается, есть цветные племянники, сыновья их умершего брата Генри. После смерти жены Генри стал жить с рабыней по имени Нэнси. (Там была типичная история. Генри оставил законному наследнику, сыну Монтэгу, завещание в котором просил заботиться о Нэнси и ее детях. Монтэг на отцовскую волю наплевал и определил мальчиков в лакеи). Сара и Ангелина раскрыли племянникам объятия и оплатили их образование. С помощью теток Арчибальд Генри стал адвокатом, а Фрэнсис Джеймс – пастором.
Диета Сильвестра Грэма в этом случае, должно быть, сработала потому что сестры Гримке дожили до очень почтенных лет и своими глазами увидели мечту всей своей жизни – освобождение рабов. В возрасте 79 лет Сара наматывала километры по сельским дорогам пешком, продавая книжку Джона Стюарта Милля «Порабощение женщин». В марте 1870 в день выборов в округе где жили сестры Гримке, суфражистки решили попытаться голосовать. В этот день разразилась сильная метель. Группа из 42 человек – в основном женщины и сколько-то поддержавших их мужчин – построились парами и процессией пошли на избирательный участок под насмешки и свист собравшейся толпы. И во главе колонны, как всегда первые из первых, шли Ангелина и Сара Гримке.