«Посвящена в тайны стирального корыта»
Писать и публиковаться американки начали еще в колониальные времена, когда 1682 году вышла книга жены пастора Мэри Роландсон о том, как она попала в плен к индейцам. По меркам того времени это был бестселлер. Народу было мало, книги были дороги и тираж в тысячу экземпляров по праву считался верхом успеха и популярности. Как настоящая пуританка, Мэри видела во всем божью волю и была уверена, что Господь послал ей это испытание чтобы отвратить от табакокурения.
Пока Роландсон жила в плену, она была отдана в услужение Ветамо, женщине-сахему группы индейцев вампаноаг. Под началом Ветамо одних воинов было триста человек, но описания Роландсон мало касаются государственных дел, зато напирают на одежду и косметику. Она так же характеризует Ветамо как особу суровую и надменную, что неудивительно. Ветамо была далеко не единственной женщиной-вождем. Она была наиболее известной, потому что была невесткой Метакомета (Короля Филиппа). У нее были причины не доверять англичанам, поскольку ее собственный муж, брат Метакомета, скончался в английском плену при подозрительных обстоятельствах.
Здесь же следует упомянуть Филлис Уитли. Семилетнюю девочку на невольничьем корабле привезли из Сенегала и продали уважаемой и просвещенной бостонской семье Уитли. Те отнеслись к девочке как к дочери, а не как к служанке, не загубили ее талант. Сборники стихов Филлис вышли в Бостоне и даже в Европе и раскупались как горячие пирожки. После смерти жены Джон Уитли не только дал Филлис вольную, но и честно отдал все деньги полученные за книги. Однако счастья ей это все не принесло. Муж-абьюзер обобрал Филлис до нитки и все пропил, ни один из ее троих детей не дожил до года и бывшей поэтессе пришлось работать служанкой в трактире. Филлис Уитли умерла в 31 год.
(В первом комментарии ссыль на стихотворение Филлис в моем переводе)
«Посвящена в тайны стирального корыта»
Лидия Мария Чайлд на себе испытала неуверенность в завтрашнем дне, характерную для периода до Гражданской войны. Ее муж Дэвид был пламенным политическим реформатором, а вот деньги зарабатывать не умел совсем. Лидия всегда отличалась бойким пером и светлой головой, но в 1829 году, когда она опубликовала сборник рецептов и советов под домоводству под названием «Экономная американская хозяйка», она думала лишь о том, чтобы заработать денег и внести очередной платеж за квартиру. Книга посвящалась «тем, кто не стыдится экономить» и была очень полезная, содержала много советов как выводить чернильные пятна, делать заготовки на зиму и экономить в хозяйстве. («Держите в мешочке ленты и тесемки, они пригодятся»). Лидия упомянула добрым словом свиную голову («ее презирают за дешевизну, но она очень вкусна если приготовить правильно») и давала советы как спасти и снова пустить в дело практически всё – от заплесневевшей перины до мяса второй свежести. Критики тут же придрались к факту, что рецепт свадебного пирога требовал четыре фунта муки, три фунта масла, три фунта сахару, четыре фунта черной смородины, два фунта изюма, 24 яйца и пинту бренди. Но свадьбы всё-таки не каждый день бывают.
Книга стала издательским феноменом первой половины века, хотя Сара Хейл всеобщего энтузиазма не разделяла и считала «Экономную американскую хозяйку» слишком вульгарной. По мнению Сары, так в открытую говорить об экономии было не прилично для женщины, во всяком случае для женщины средних классов. Бывший поклонник Лидии, Натаниэль Виллис, в своей рецензии написал, что книга написана «для нижних слоев общества». Но Лидия Мария Чайлд стала первой из многочисленных авторитетов по домоводству, когда женщины как покупательницы книг превратили домоводство в национальное помешательство.
В 1841 «Экономную американскую хозяйку» потеснила «Энциклопедия домашней экономики» написанная Кэтрин Бичер. Эта книга сочетала в себе панегирики роли женщины как вектора морали в обществе с практическими советами как выводить клопов. Кэтрин Бичер происходила из необычайной семьи. Вообще в Америке девятнадцатого века необычайные женщины имели обыкновение рождаться по нескольку в семье, как ягоды на одной ветке – сестры Бичер, сестры Гримке, сестры Блэквелл. Одна из сестер Кэтрин, Гариетт, написала «Хижину дяди Тома». Другая, Изабелла, стала известной суфражисткой. Их братья стали известными проповедниками, и один из них, Генри Вард Бичер, стал не только популярнейшим лектором, но и главным героем одного из самых громких секс-скандалов века. (Справочники по домоводству были так популярны, что такой справочник написала даже Юнис Бичер, жена Генри, которая была с ним так несчастна, что только ленивый об этом не знал.)
Кэтрин Бичер никогда не была замужем. Официально она носила траур по погибшему в море жениху. С тех пор как Кэтрин юной покинула дом своего отца чтобы зарабатывать на жизнь преподаванием, она хозяйство никогда особо не вела. Она была настолько лишена домовитости, что сестренка Гариетт говорила – «кочует как сундук без обратного адреса». Но Кэтрин всю жизнь боролась за то, чтобы поднять статус женщин путем подъема в обществе статуса домашней работы. Она утверждала, что на женщинах лежит обязанность морально возвышать общество путем влияния на мужей и детей – и к этой роли их надо готовить, давая обширное и глубокое образование. В ее школе преподавали философию, химию, астрономию, ботанику, минералогию и богословие днем, а утром давали практические уроки по домашнему хозяйству. Когда девочку учили стирать, Кэтрин без тени насмешки говорила: «она посвящена в тайны стирального корыта». Так же как Сара Хейл, Кэтрин Бичер мечтала, чтобы американки развили культуру женских салонов по образцу французской и таким образом оказывали влияние на всю страну. Любая женщина, которая хотела заниматься чем-то еще, автоматически зачислялась в разряд предательницы интересов своих же сестер.
Все эти дебаты по поводу роли женщин были актуальны лишь для меньшинства американок. Большая часть жен и дочерей жили на ферме и занимались той же тяжелой работой, что и их бабушки. В 1840 году лишь один из девяти американцев жил в городе с населением больше 2500 человек и многие горожанки были слишком бедны чтобы думать о своей роли в обществе. Но благодаря дешевизне и повсеместности печатных изданий, даже жительницы Дикого Запада и хозяйки изолированных ферм читали журналы, где обсуждались эти вопросы и давались рекомендации, как обставить элегантную гостиную.
На картинке Лидия Мария Чайлд