«Мужчина силен, женщина красива»
В первой половине девятнадцатого века американки изменились по сравнению с колониальными временами. Это первое поколение которое массово научилось читать и писать. Это было первое поколение которое начало интересоваться тем что происходит за пределами того населенного пункта где они жили. Конечно они были религиозны, но хотели не только спасения души, но и счастья в земной жизни. Они рассматривали брак как эмоциональные отношения двух людей, а не просто как экономическое партнерство. Они смотрели на своих детей как на уникальных личностей, а не просто как на объект заботы и хотели чтобы дети поднялись в жизни выше родителей. Они хотели чтобы их жилища выглядели приятно и впервые задумались о такой вещи как комфорт.
Никто не понимал все это лучше чем Сара Джозефа Хейл, редактор первого на американском континенте женского журнала «Годис Ледис Бук». Сара осталась вдовой с пятью детьми и полвека носила траур по умершему мужу. Сначала она пробовала прокормить свою ораву тем что шила шляпки на заказ, а потом начала писать. Книжки пошли лучше и быстрее чем шляпки. Она писала в разных жанрах – от детских стихов («У Мэри был барашек») до биографий известных женщин до длинных романов, где непременно указывалось что она написала роман не ради известности, а чтобы прокормить детей. В 1827 бостонский пастор позвал ее работать редакторкой «Ледиз Магазин», первого журнала о женщинах и для женской аудитории.
Развитие издательского и печатного дела сделало женщин рынком на который стали ориентироваться бизнесмены и рекламодатели. Начиная с американской революции белых девочек средних и выше классов в обязательном порядке учили грамоте, потому что только грамотная женщина способна воспитать достойного гражданина республики. Эти грамотные женщины составляли основную массу покупателей книг в жанре «художественная литература». Для мужчины чтение для удовольствия считалось занятием легковесным и не одобрялось потому что в профессиональном и деловом плане никуда не вело.
Пока на сцене не появилась Сара, американские женские журналы в основном перепечатывали статьи из английских. Но когда в 1836 она стала редактором «Годис Ледис Бук», этот журнал был уже оригиналом, а не копией того что публиковали в метрополии. Там было чудо из чудес – цветная вкладка с изобржениями модных нарядов. К 1860 аудитория «Годис Ледис Бук» насчитывала 160,000 подписчиц – огромное число по тем временам, причем многие жили на территориях еще даже фомально не вошедших в состав США. Работницы текстильных фабрик в Массачусетсе читали «Годис» после смены, а ирландские служанки в Нью-Йорке шили по выкройкам оттуда из дешевых ситцев – к ужасу своих хозяек. Хотя на словах серьезная Сара осуждала «тряпичество», она тонко чувствовала чего хочет аудитория. Кроме иллюстраций, она добавила в журнал выкройки, рецепты, советы как обставить гостиную и «как делать восковые фрукты и цветы». И вместе с тем она из номера в номер поучала читательниц что если они будут хранить домашний очаг и сделают его сосредоточием добродетели, то таким образом они возвысят и облагородят весь мир. «Пусть мужчины вращаются в грубом мире коммерции. Если есть возможность защитить от этого мира женщин и детей, это нужно сделать» — вот ее слова.
Трудно найти более яркий пример противоречий из которых была соткана жизнь американки первой половины девятнадцатого века – редактор с собственными доходами рассказывала своим читательницам как им повезло хранить свой домашний очаг вместо того чтобы гоняться за деньгами в страшном и ужасном внешнем мире. Середина девятнадцатого века принесла американским женщинам и новые возможности, и новые ограничения. Преподавание в школе стало респектабельной для женщин карьерой и у девушек из семей среднего достатка появилась опция кроме замужества и жизни с родственниками в качестве приживалки. Девушки победнее могли пойти работать на текстильные фабрики (в комментариях ссыль на видео с русскими субтитрами о том как в Новой Англии это первое поколение фабричных работниц дало толчок феминизму). Некоторые особо отчаянные собственной головой прошибли стену стоявшую между женщинами и престижными профессиями и стали врачами, журналистами или пасторами. Немало женщин зарабатывало чтением публичных лекций на социальные темы. Однако именно в это время в общественном дискурсе наличествовал самый железный свод правил о том как мужчины и женщны должны себя вести за всю историю страны. Журналисты той эпохи обожали перечислять свойства Истинной Женщины. Эти свойства всегда были антиподом свойств Истинного Мужчины. Из «Ледис Магазин»:
Мужчина силен, женщина красива. Мужчина отважен и уверен – женщина робка и стеснительна. У мужчины хорошо получается действовать, а у женщины страдать
Кроме того мужчинам приписывали сексуальную озабоченность, из чего следовали что женщины секс в лучшем случае терпели. Как писал популярный лектор и реформатор Вильям Актон «Большинство женщин не испытывает никаких сексуальных чувств и это к их же благу». С ранних лет девочек наставляли обуздывать свои эмоциональные и физические проявления. Так в «Годис Ледис Бук» рассказывается история девочки Эллен, которая любила буйные игры на свежем воздухе, не желала слушать предупреждения свой тети о том как должна вести себя истинная леди и сломала спину. Викторианский хэппи энд: парализованная Эллен осознает что Господь наказал ее за неженственное поведение. Как вспоминал один из тогдашних писателей «кличкой «пацанка» награждали любую девочку имевшую несчастье действовать и думать самостоятельно».
Хозяйка фермы колониальных времен вносила деньги в семейный бюджет тем что продавала кур и уток со своего птичьего двора или собственного изготовления масло. Но Истинная Женщина разлива Сары Хейл абсолютно зависела от мужа в финансовом и эмоциональном плане. Ее единственными ресурсами были ресурсы духовные. Если муж переставал ее любить, она должна была молча страдать или, по рекомендации «Ледис Магазин» пытаться заполучить его обратно «исключительной покорностью и стараниями быть приятной».
Такие ригидные правила как себя вести импонировали всем потому что предлагали хоть какую-то иллюзию стабильности и контроля в мире который все больше напоминал аттракцион «американские горки». Экономика периода промышленной революции рекордно быстро росла, люди за короткие сроки сколачивали огромные состояния – и столь же быстро разорялись. В 1837 обвал на нью-йоркской бирже оставил без работы треть жителей города. Всем хотелось иметь хотя бы дома теплое и безопасное гнездышко где можно было отдохнуть от всех этих тревог и беспокойств. Вся страна была похожа на свою стремительно развивающуюся транспортную систему. Поезда и пароходы позволили людям ездить туда куда они несколькими десятилетиями раньше не могли даже мечтать попасть – но дорогой ценой. На железных дорогах регулярно происходили крушения, а на пароходах постоянно взрывались паровые котлы. Между 1825 и 1850 годам только с пароходами произошло 150 крупных катастроф. Это было пугающее неспокойное время и многим женщинам нравились жесткие рамки в качестве гарантии их безопасности.
«Имели бы все шансы стать совершенными отшельницами»
В общественном пространстве мужчины и женщины особо не смешивались. Даже на банкетах рассаживались по разные стороны стола. После обеда мужчины удалялись в кабинет хозяина или в библиотеку курить и пить напитки крепче столового вина. Мужчины посещали театры, клубы и рестораны без жен (в комментарии ссылка на пост о том как феминистки добивались для женщин права в одиночку ходить в ресторан). Фрэнсис Троллоп из Цинцинатти писала что даже на рынок ходили мужчины. По ее словам если бы не церковные службы женщины «имели бы все шансы стать совершенными отшельницами». Женщины были до такой степени выдавлены из общественного пространства что даже праздники проходили без них. Главным праздником было 4 июля, а главным событием этого праздника – военные маневры и военные парады. К середине века женщины присоединились к парадам в качестве аудитории – стали собираться на балконах и в палисадниках и махать платочками (в комментарии ссылка на отывок из фильма Glory где это очень хорошо показано, субтитры не нужны, там диалога нет). Реакцией женщин было не требовать что им разрешили участвовать в «мужских» праздниках, а добиваться создания праздников собственных. Сара Хейл возглавила кампанию уговорить Авраама Линкольна назначить общенациональным праздником День Благодарения (до этого дату объявлял губернатор каждого из штатов по своему усмотрению). Романистке Кэтрин Марии Седжвик американцы могут сказать спасибо за популяризацию рождественской ёлки.
Мужчины того времени повсеместно считали что женщинам не место в общественном пространстве потому что им не хватает для этого телесных и душевных сил.
Иллюстрация — цветная вкладка в Godey’s Lady’s Book, 1842.