Сомнения диетологов относительно чолнта и халы напомнили другую похожую дилемму — афроамериканцев и их soul food. Сам термин soul food возник в 1960-ые на волне того что афроамериканцы перестали наконец стесняться своей культуры, в том числе своей еды. Понятно что кухня сформировавшаяся в рабстве дешевая и калорийная — много кукурузной муки, второсортной свинины (солонина и потроха, окорока шли господам) и того что удавалось поймать в лесу или в реке (кролик, опоссум, сом), в виде большого исключения — курица или ребрышки. На гарнир — тушеная в том же свином жире какая-нибудь зелень, которая возле хижины растет, полноценный огород у рабов был скорее исключением чем правилом. Казалось бы, освободившись и массово мигрировав в северные города, афроамериканцы должны были забыть все это как страшный сон. Ан нет. Повсюду в негритянских гетто возникали ностальгические soul food ресторанчики и от клиентов отбоя не было. Жить в тени сегрегации и Ку Клукс Клана люди конечно не хотели, но по еде своего детства отчаянно скучали. Такие ресторанчики в основном открывали бойкие и хваткие женщины, наряду с салонами красоты “для своих” это была одна из немногих возможностей для негритянки открыть свой бизнес. Потом началось движение за гражданские права и всю эту ораву активистов и демонстрантов надо было чем-то кормить. Soul food mamas гостеприимно всех кормили, за какую-то номинальную сумму или вообще бесплатно, и для многих движение за гражданские права оказалось неразрывано связанным с национальной едой. А потом, начиная с восьмидесятых годов, забили тревогу диетологи. Soul food в традиционном исполнении это лютый нездоровый 3.14здец, удар по сердцу, сосудам, эндокринной системе, печени, вообще всему. Афроамериканцы куда чаще чем белые болеют диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением. Традиционная soul food рассчитана на челоека который буквально пашет в поле от зари от зари, ну или тюки на себе таскает. И тогда начались дебаты как оздоровить soul food чтобы она при этом не потеряла национального колорита. Дебаты надо сказать нешуточные, очень страстные. Сторонников оздоровления soul food называли дядями Томами и черным печеньем с белой начинкой. У меня был период когда я штудировала журнал “Эбони” и там в каждом номере были статьи на эту тему с лайфхаками от читательниц, письма в редакцию на тему “Как не обидеть бабушку отказом от сома жареного в кукурузной муке” и “Как уговорить дедушку не налегать на свиные потроха”.