Автор Рабит Шейх
Национализм, поиски идентичности по этническому признаку, стали ключевым элементом антиколониальной борьбы. В начале двадцатого века арабские подданные Османской имерии были подхвачены этой волной. Им было на что оглядываться — успешные мусульманские завоевания и расцвет культуры и науки в арабском мире при Аббасидах. В первую мировую войну Британская и Османская империя оказались врагами и англичане предложили арабам независимость в обмен на помощь против турок. Позже, в 1916 Англия и Франция договорились поделить Ближний Восток на сферы влияния. Это соглашение стало известно как соглашение Сайкс-Пико. Но дела на Ближнем Востоке шли неблестяще и в 1917 году англичане дали сионистам обещание помогать им в строительстве еврейского национального очага в Палестине. Таким образом, английские обещания арабам и евреям противоречили друг другу и заложили фундамент конфликта.
Путь к формированию того, что мы сейчас называем “Британской Индией” начался в 1757. Именно тогда, как мы бы сейчас сказали, транснациональная корпорация East India Company получила контроль на бенгальским княжеством. В последующие сто лет East India Company захватывала все новые территории и так продолжалось до восстания сипаев в 1857 году. Восстание было подавлено и власть перешла непосредственно к британской короне. Так родился British Raj. Сопротивление колониальному порядку было в основном ненасильсвтенным, на террор решались лишь анархисты и коммунсты. В тридцатые годы антиколониальная борьба разделилась по религиозному признаку. Всеиндийская Мусульманская Лига во главе с Мухаммедом Али Джинной стала призывать к разделу Индии по религиозному признаку. По Акту об Индийских Местных советах 1906 году мусульманам отводилось некоторые колитчество квотированных мест в каждом местным совете, но этого было уже мало. Начались призывы к выделению из Британской Индии независимого мусульманского государства.
Британская Индия и подмандатная Палестина была частью колониальной империи. И там, и там, независимость новых стран рождалась большой кровью. В Индии мусульмане хотели себе независимое государство. В Палестине евреи хотели себе национальный дом. Ни индусы, ни арабы Палестины не могли согласиться с разделением земли, которую считали своей и только своей.
(…)
После того, как провалились комиссия Пиля и Белая книга 1939 годов, англичане передали вопрос о Палестине в ООН. ООН проголосовала за раздел Палестины на арабское и еврейское государства. В Индии под нажимом Всеиндийской Мусульманской Лиги англичане согласились разделить подконтрольные им территории на индийское и мусульманское государства. Так родились государства Индия и Пакистан. Однако в Палестине возникло еврейское государство, а арабское так и не было основано. В этой диссертации я пытаюсь ответить на вопрос почему так вышло и почему сценарий, который оказался успешным на Индийском субконтиненте не сработал на Ближнем Востоке.
(дальше краткая история сионистского освоения Эрец Исраэль, которая я думаю всем моим читателям известна)
Британская Индия была многонациональным государством, где больше всего приверженцев было у двух религий — индуизма и ислама. По состоянию на 1946 год на этих территориях жило 92 миллиона мусульман и 255 миллионов индуистов. Большинство мусульман жило на северо-западе и северо-востоке региона. На северо-западе мусульмане были пенджабцами, кашмирцами, белуджами, пуштунами и синди. На северо-востоке преобладали бенгальцы. Однако треть индийских мусульман жила вне этих территорий. Многие из них принадлежали народностям с индуистским большинством. Вся эта пестрая мозаика объединилась на почве борьбы с колонизаторами. Однако разрыв был неизбежен. В Индийском Национальном Конгрессе мусульмане не были представлены пропорционально своей численности. Мухаммед Али Джинна стал одним из основателей Всеиндийской Мусульманской Лиги и главным идеологом “мусульманам Индии — независимое государство”.
Именно эта идея была впервые официально озвучена на конгрессе в Лахоре 23 марта 1940. Представители Лиги получили 90% кресел отведенных индийским мусульманам в местном парламенте на выборах 1945-ого года. На провинциальных выборах годом позже представители Лиги были избраны во всех округах с мусульманским большинством. Представителям комиссии посланной британским премьером Клементом Атли удалось усадить за стол представителей Всеиндийской Мусульманской Лиги и Индийского Национального Конгресса и даже выработать приемлемый для обоих вариант. Предлагалось, чтобы Индия состояла из самоуправляемых кантонов, а центральное правительство занималось только иностранными делами и обороной. Но Джавахрлал Неру зарубил этот план, а следом и Мусульманская Лига отказалась от переговоров. 16 августа 1946 мусульманская демонстрация в Калькутте вылилась в антиндуистский погром, индуисты в долгу не остались и в результате 5000 тысяч жителей города было убито. Англичане поняли, что вместе индуисты и мусульмане жить не смогут и почли за лучшее развести их по углам.
Правительство Клемента Атли послало в Индию лорда Маунтбаттена с миссией передать власть местным к концю июня 1948 и организовать Англии достойный уход из бывшей колонии. Он принес присягу вице-короля и губернатора Индии 24 марта 1947 года. Насилие выплеснулось за пределы Калькутты и погромы происходили в других провинциях со смешанным населением — в Бихаре, Пенджабе, Ноахали. С подачи Маунтбаттена Индия была разделена на индуистское и мусульманское государства. Индия объявила о своей независимости 15 августа 1948, Пакистан — днем раньше (это было сделано чтобы Маунтбаттен мог присутствовать на обеих церемониях). Последовал обмен населением в ходе которого с насиженных мест снялись полтора миллиона человек, а миллион людей лишился жизни.
Тем временем в Палестине арабы не были согласны ни накакой вариант кроме государства для двух народов, но с запретом на еврейскую иммиграцию. Межэтническое насилие шло в Палестине фоном. Израильским правым есть что перечислить чтобы обосновать свой скепсис в отношении готовности арабов жить в мире с евреями — события 1929, 1936, 1948 годов, две интифады, бесконечный террор уже после соглашений Осло и т.д.
Лондон признавал палестинских евреев (которых в 1922 насчитывалось 80000) как отдельный этнос. В том же году англичане снова обещали сионистам поддержку в документа позже названным Белой книгой Черчилля. Однако государство на всей территории Палестины сионистами никто не обещал.
Лорд Пиль и его комиссия в конце тридцатых столкнулись в Палестине с той же дилеммой с какой семь лет спустя столкнулась первая комиссия посланная в Индию Клементом Атли. Лорд Пиль написал в своем отчете что разделение Палестины на арабский и еврейский кантоны не сработает потому что не даст одному из этих народов воплотить свои национальные чаяния, а центральное правительство эти кантоны будут рассматривать как чужое и навязанное и не будут с ним работать. Он предложил евреям под государство прибрежную полосу, а населенные арабами районы Иудеи и Самарии предлагал отдать под управление эмирата Трансиордания. Иерусалим, Бейт-Лехем и корридор в Яффо предлагалось оставить под английским управлением до лучших времен.
С этой идеей в принципе согласились Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион хотя разделение территории таким образом конечно их не обрадовало. Арабы ответили одним из самых кровавых антиколониальных восстаний в истории Британской империи. Евреи, чья численность в Палестине стремительно росла, имели все основания принять предложения Пиля. Им дали то, о чем они мечтали — независимое еврейское государство. А арабы не понимали — какой смысл договариваться о чем-то с общиной которая пятнадцать лет назад составляла десять процентов населения Палестины? Они считали сионисткую идеологию экспансионистской и уверяли что евреи не будут тихо сидеть в отведенных им границах. В 1939 году англичане развернули свою политику на 180 градусов и предложили арабам и евреям “государство всех граждан”. Тут не стерпел уже Сионистский Конгресс и от этого лестного предложения категорически отказался. А после этого мы все знаем что произошло. Отгремела война, весь мир сочувствовал евреям по понятным причинам и все согласились что для мечты о своем государстве у евреев есть более чем веские основания.
(Дальше вкратце рассказывается про Алию Бет и ее пропагандистское значение, про еврейский террор против англичан, про то, что у Англии уже не было сил удерживать, администрировать и финансировать такую огромную колонию как Индия — как причины того почему англичанам надоел весь этот колониальный цирк)
К 1945 евреи составляли треть населения Палестины. Арабская позиция оставалась прежней — “государство всех граждан”, что на практике означало арабское государство с еврейским меньшинством. Но евреи хотели свое государство. За две тысячи лет они вдоволь накушались жизни на положении меньшинства. Если бы арабы согласились на саму идею существования еврейского государства, но сработавший в Индии английский подход мог бы сработать и в Палестине.
ООН послала в Палестину свой специальный комитет летом 1947-ого года. Арабское руководство отказалось с ним встречаться, попросту бойкотировали. По рекомендации этого комитета евреям отходило 55% территории, большая часть цитрусовых плантаций, незаселенные территории Негева и большая часть водных ресурсов. Евреям, составлявшим чуть больше трети населения Палестины, отводилось 55% территории с расчетом на то, что было где расселять беженцев из Европы, которые были больше никому не нужны.
ООНовский план был явно в пользу евреев, а арабы возмущались с какого перепугу они должны оплачивать преступления совершенные против евреев в Европе. В то время 33% земли Палестины находилось в частном арабском владении и всего 6% в частном еврейском. Арабы не пожелали расставаться с тем, что по их мнению принадлежало им по праву и никогда не приняли бы план чего-то там делить.
14 мая 1948 года Давид Бен Гурион провозгласил основание государства Израиль и на следующий день англичане спустили свои флаги и ушли из Палестины. Мало того, что арабы и евреи продолжали свои разборки, на Израиль тут же напали его соседи — арабские государства. К концу войны за независимость Израиль занимал не 55, а 78% территории подмандатной Палестины. Началось массовое бегство арабов из Палестины. Их ушло 750000, из которых 88000 застряло в Газе. Арабское государство так и не было основано.
План ООН по разделу Палестины основывался в большой степени на проекции будущей иммиграции туда евреев из Европы. Если бы действовали по образцу Британской Индии, то евреи получили бы только те места где составляли большинство. Пакистан получил только ту территорию где жили мусульмане без расчета еще на 35 миллиона мусульман, которые прибежали к ним из районов Индии с индуистским большинством. Но главное причиной того, что арабы Палестины остались без государство было полное отстутсвие у них компетентного руководства. С муфтием Иерусалиме Хадж Эмином Аль Хуссейни никто не хотел иметь дел — слишком хорошо всем была известна его теплая дружба с Адольфом Гитлером. Палестинское руководство просто отказалось вести переговоры с евреями, Англией и ООН, а политического чутья предвидеть последствия своего упрямства им не хватило. Лидер индийских мусульман Мухаммед Али Джинна пришел за стол переговоров будучи готовым их вести. Собственно переговорам предшествовали десятилетия кропотливой работы по подготовке кадров среди индийских мусульман. За несколько десятилетий до раздела индийские мусульмане начали избираться в местные советы и учиться ремеслу политика и управленца. Арабы от участия в выборах в подмандатной Палестине просто отказались.
(…)
Отказ руководства палестинских арабов от участия в переговорах поставил ООН и мандатные власти перед вакуумом. То, чего арабы хотели и озвучивали — арабское государство с еврейским меньшинством — ни ООН, ни англичане не собирались им на блюдечке преподнести. Настаивая на варианте максимум, руководство палестинских арабов оставило свой народ даже без варианта минимум. ООНовский план раздела Палестины содержал в себе серьезные просчеты в то время как руководство палестинских арабов показало себя вопиюще некомпетентным. Оба этих фактора привели к провалу ООНовского плана раздела подмандатной Палестины.