Посиделки с Клио

Cписок майора Ба Ван Нгуена или “на орлиных крыльях” по-вьетнамски

В апрельские дни 1975-ого года эвакуация вьетнамцев проводилась стихийно, “снизу”. Американцы, наплевав на визы, вывозили вьетнамских друзей и коллег на Филиппины, на Тайвань, на корабли американского флота в Южно-Китайском море. Об организованной эвакуации посол Грэхэм Мартин и слышать не хотел и по его вине многие остались на растерзание коммунистам. А растерзание действительно имело место. В первом же занятом ими крупном городе армия северного Вьетнама устроила массовый расстрел гражданских лиц лояльных прежнему режиму — торговцев, учителей, чиновников. Иногда убивали просто за принадлежность к католической церкви или за не знавшие крестьянского труда руки. Столицу (тогда Сайгон, в скором будущем Хошимин) охватила паника. Но и в этом хаосе были вьетнамцы не потерявшие головы. Одним из них был майор южновьетнамских ВВС Ба Ван Нгуен.
Артиллерия северян уже била по Сайгону. Рано утром 29 апреля 1975 Ба Ван Нгуен угнал транспортный вертолет “Чинук” и посадил его на крышу дома, где жила его семья. В вертолет, вместе с женой и тремя детьми Нгуена, под завязку набились друзья которых он предупредил и несколько человек соседей — всего двадцать человек. Английского он совсем не знал и поэтому не понимал что американцы говорят по радио. Но он знал что в Южно-Китайском море плавает много американских военных кораблей и на удачу взял курс на море. После долгих поисков они обнаружили корабль “Кирк”. В принципе американцы были обязаны сбивать любой вертолет или самолет, который не отвечал на их позывные. Но капитан “Кирка” Пол Джейкобс понял что это беженцы и сказал “Пока в нас не выстрелят, мы в них стрелять не будем”. Нгуен сказал по радио по-вьетнамски, что у него на борту женщины и дети, а топливо скоро кончится. На счастье в команде “Кирка” нашелся матрос говоривший на вьетнамском. Но вот беда — палуба была слишком маленькой чтобы сажать на нее огромный вертолет. Два его мощных пропеллера снесли бы все на своем пути и покалечили бы всех, кто находился на палубе. И тогда Нгуен сделал невозможное. Он сделал так чтобы вертолет завис над кормой “Кирка”. Подняться слишком высоко — и люди разобьются, прыгая на палубу. Опуститься слишком низко — лопасти пропеллеров на что-нибудь налетят. Внезапный порыв ветра, одно неправильное движение могли все погубить. Матросы растянули брезент и начали всех ловить. Первыми прыгнули сыновья Ба Ван Нгуена, старшему из которых было десять лет. Потом миссис Нхо Нгуен бросила морякам свою дочь-младенца и прыгнула сама. Эвакуация прошла благополучно, последним покинул кабину второй пилот. А Ба Ван Нгуен остался. Ему еще предстояло расстаться с 12-тонной машиной, так чтобы она не упала на него сверху и не раздавила.
Он отлетел на небольшое расстояние от корабля, опустил вертолет так чтобы его колеса касались воды, разделся, последним усилием направил вертолет вправо и выпрыгнул в левую дверь. Команда “Кирка” смотрела на это не веря своим глазам. Любой осколок от разламывающегося в воде вертолета мог запросто убить Нгуена. За ним выслали шлюпку, ни на что особо не надяесь. Матросы пришли в отчаяние увидев красные полосы в воде. Но это была не кровь, а жидкость из гидропривода. Нгуен уцелел и его подобрали.
В Америке он жил типичной иммигрантской жизнью. Изучал английский, вставал на работу (техником на компанию Боинг) в четыре утра, учил своих детей что им никто ничего не должен. Умер в 2013.
1) Команда “Кирка” на палубе перекрикивается с вертолетом перед началом эвакуации
2) 10-месячная Мина Нгуен с своими спасителями
3) Ба Ван Нгуен с семьей — первая американская фотография
4) Мина Нгуен и поймавший ее Кент Чипман спустя много лет

Leave a Comment