В период от 1919 до 1928 было проведено семь конгрессов арабских делегатов в Иерусалиме, Яффе, Хайфе и Наблусе.
Первый конгресс — Иерусалим, 1919. Заседал с 27 января по 10 февраля. Присутствовало 27 делегатов. Председательствовал Ареф аль-Даджани, президент иерусалимского Мусульманско-Христианского Общества. Присутствовал также Юсеф аль-Исса, редактор газеты “Фаластин”. Большая часть делегатов были из среднего класса и выше и они были разделены на пробританскую и панарабскую фракции. Конгресс послал телеграмму на Всемирную Конференцию в Париж с требованием отменить Декларацию Бальфура. Конгресс высказал непримиримую оппозицию политическому сионизму и согласился принимать помощь от англичан только если это не помешает арабскому суверенитету в Палестине. Считалось, что Палестина должна войти в независимую Сирию и управляться королем Фейсалом из династии Хашимитов. Были приняты следующие резолюции 1) Палестина должна стать частью арабской Сирии 2) не принимаются никакие предложения Франции по поводу будущего региона 3) никаких иностранных влияний 4) все договора заключенные без арабского участия силы не имеют и 5) сотрудничество с англичанами возможно только при арабской независимости. Было решено послать делегации в Париж и в Дамаск.
Второй конгресс — Дамаск, май 1920. Собираться пришлось в Дамаске потому что англичане наложили запрет на арабскую политическую деятельность в Палестине. Был объявлен протест против решения на конференции Сан Ремо включить в британский мандат на управления Палестиной текст Декларации Бальфура.
Третий конгресс — Хайфа, декабрь 1920. Участвует 36 делегатов, включая мэра Иерусалима Пашу Арефа Даджани, шейха Сулеймана аль-Фаруки и светского главу арабов-католиков Буллуса Шехаде. Конгресс открыл муфтий Хайфы Мухаммад Мурад. Бывший мэр Иерусалима Муса эль-Хуссейни был избран председателем исполнительного комитета из девяти человек и занимал этот пост до своей смерти в 1934. Конгресс призвал управлять Палестиной по образцу Мандата на Ирак и провести выборы по системе один гражданин, один голос (что там с женским избирательным правом, я не нашла). Кроме того, были приняты следующие резолюции: 1) сделать Палестину независимым арабским государством, как было обещано в переписке Хуссейн-МакМейхон (ничего такого там обещано не было — примечание меня) 2) отменить призывы к объединению с Сирией потому что теперь эта территория находилась под контролем Франции 3) осудить саму идею еврейского государства 4) осудить признание официальным органом Всемирного Сионистского Конгресса и практику пользоваться ивритом на территории Палестины 5) противостоять еврейской иммиграции. В марте 1921-ого года Муса Казем возглавил делегацию в Каир на встречу с министром колоний Уинстоном Черчиллем. Черчилль проводил в Каире конференцию по колониальной политике не Ближнем Востоке. Черчилль встретился с делегацией, но отказался что-либо обсуждать пока конференция не завершится. На обратном пути в Лондон он заехал в Иерусалим и встретился в Мусой Каземом и его людьми. На этой встрече Черчилль заявил, что Декларация Бальфура останется неотъемлемой частью английской колониальной политики, нравится им это или нет.
Четвертый конгресс — Иерусалим, 1921. Собралось около сотни делегатов. Решили послать в Лондон делегацию из шести человек во главе с Мусой Казимом. В Лондоне члены делегации встретились с министром колоний Уинстоном Черчиллем, а в Ватикане — с Римским Папой Бенедиктом XV.
Пятый конгресс — Наблус, 1922, после возвращения делегации из Лондона. Муса Казем считал, что с англичанами можно договориться и призвал соратников поумерить свои антибританские выступления. Были приняты следующие резолюции: 1) бойкотировать выборы в Законодательный совет Палестины действовавший по эгидой английской колониальной администрации (из 12 выборных мест, восемь резервировалось для арабов-мусульман, два для арабов-христиан и два для евреев. Делегатам конгресса в Наблусе показалось, что для евреев мест слишком много) 2) открыть бюро в Лондоне 3) бойкотировать еврейские товары, включая электроэнергию с электростанций Пинхаса Рутенберга 4) запретить продажу земли евреям 5) бороться с еврейской иммиграцией 6) выпустить почтовые марки с изображением мечети Аль-Акса и надписью на английском и арабском языках “Палестина для арабов”.
Шестой конгресс — Яффа, 1923. Снова послана делегация в Лондон и снова принята резолюция о бойкоте еврейских товаров. В октябре того же года сформирована радикальная Национальная Партия из тех, кто был недоволен недостаточным сопротивлением англичанам.
Седьмой конгресс — Иерусалим, 1928. Был посвящен рассмотрению административных вопросов и дележке портфелей.
Общемусульманский конгресс — Иерусалим, 1931. По мере того, как влияние палестинского конгресс и его исполкома сходило на нет, начали набирать силу другие партии и движения. Особенно старался муфтий Иерусалима и председатель Высшего Мусульманского Совета Хадж Амин эль-Хуссейни. Собрать в Иерусалиме все сливки мусульманского мира, духовных и светских, шиитов и суннитов, было его идеей. Разрешение на конференцию он получил у тогдашнего верховного комиссара Палестины Джона Ченселора, при условии что колониальная политика Великобритании обсуждаться не будет. Собралось 145 делегатов из 22 мусульманских стран. Делегаты из Индии хотели обсуждать восстановление халифата, но эль-Хуссейни пресек это дело и объявил главной задачей мусульман всего мира помочь мусульманам Палестины избавиться от евреев. Конгресс заседал две недели и принял множество резолюций о святости Палестины для ислама. Для политического движения палестинских арабов этот конгресс имел два далеко идущих последствия 1) муфтий Хадж Амин эль-Хуссейни стал не только духовным, но и политическим главой 2) арабы-христиане были вытеснены на задний план. Ближе к завершению конгресса группа из 50-ти делегатов (в основном из Сирии и Палестины) встретились и написали Арабскую Национальную Хартию. Это стало зарождением политической партии Аль-Истиклаль.
Последствия.
После смерти Мусы Казима 27 марта 1934, его временным преемником стал христианин Якуб Фаррадж. О том, кто станет постоянным председателем исполкома, договориться не сумели и больше конгрессы не проводились. Возникло множество политических партий. Кроме Аль-Истиклаля, в 1934-1935-ом годах появились Партия Национальной Обороны, Арабская Партия Реформ, Партия Арабов Палестины и Палестинская Молодежная Партия.
Конгресс Православных Арабов — Хайфа, 1923. Многие православные арабы греческого направления занимали активно антисионистские позиции, в основном в качестве издателей и редакторов газет. Конгресс вынес порицание патриарху Демьяну I за то, что тот за 200000 египетских фунтов продал сионистам часть церковных земель (и тем самым спас свою епархию от полного разорения). Кроме того, патриарху было вынесено порицание за поддержку выборов в Законодательный совет Палестины (тот самый, где евреям отводилось два места из 12). Конгресс принял резолюцию чтобы патриарх не высказывался от имени общины без одобрения специального совета состоявшего на одну треть из священников и на две трети из мирян. Другие резолюции касались процедуры выбора епископов, требования к священникам-грекам овладеть наконец арабским языком, более открытого распределения церковных средств и реформ в области образования и здравоохранения. Второй конгресс православных арабов собрался в Яффе, в октябре 1931.
Женский конгресс — 1929, Иерусалим. Собралось 200 делегаток. Председательствовала Сальма Аль-Хуссейни, жена Мусы Казима.
А теперь любимый еврейский вопрос — что мы из этого всего учим?
Я бы сказала, что еще в мандатные времена даже самые умеренные арабы не рассматривали ни вариант “два государства для двух народов”, ни вариант “государство всех граждан”. Примечательно, что большая часть резолюций касалась борьбы с евреями, а не улучшения жизни арабского населения. Были призывы к бойкоту электросети Пинхаса Рутенберга, но не было резолюции сделать свою электросеть. Улучшением жизни феллахов вплотную занимались евреи (одна кампания по искоренению трахомы чего стоит), а городской арабской элите на феллахов было наплевать. Они были слишком заняты изготовлением почтовых марок с надписью “Палестина для арабов”.