Посиделки с Клио

Кухня Белого Дома

Когда в 1933 домработница четы Рузвельт Генриетта Несбит в первый раз осматривала кухню Белого Дома, она пришла в ужас. По кухне шастали полчища тараканов, все скрипело, шаталось и сыпалось, а проводка искрила. «Нужна новая кухня» — доложила миссис Несбит своей нанимательнице. Летом 1935 закипела работа. Инженеры и электрики из «Дженерал Электрик» и «Вестингхаус» разработали план. Было заменено все кроме стен, включая проводку и трубы. Сменили мини-лифты, на которых подносы с едой доставлялись наверх, в столовую и банкетный зал. Установили шесть духовок, новую плиту на восемь конфорок, восемь холодильников, пять посудомоечных машин, котел дла супа с отдельной системой подогрева, электрическую мясорубку, вафельницы, миксеры, морозилку для мороженого на 30 галлонов, фритюрницу и все поверхности из нержавеющей стали.
Чета Рузвельтов была в восторге от новой кухни, но президентские обеды вкуснее не стали. Миссис Несбит была сторонницей экономии и простоты, а это означало субпродукты и дешевые части туши, картофельное пюре, консервированные овощи и салаты, в которых было больше желатина чем всего остального. Франклин как-то пошутил, что добивался четвертого срока исключительно чтобы уволить миссис Несбит. Но Элеонора защищала свою любимицу, а на вкусы мужа ей было наплевать. Автор подробной биографии Элеоноры Бланш Визен-Кук уверяла, что вопрос о миссис Несбит был одним из многочисленных разногласий тлевших между супругами Рузвельт на протяжении многих лет.
До администрации Милларда Филмора (1850-1853) на кухне Белого Дома готовили в очаге. Мясо жарили на вертелах на открытом огне или тушили в закрытых кастрюлях на полках перед очагом (прообраз современных медленноварок). В железных и бронзовых котелках варили овощи и супы. В ту же стену где располагался очаг, была вмонтирована печь для выпечки хлеба. На самой высокой температуре пекли хлеб, когда внутри печи подостывало наступала очередь пирогов, когда еще подостывало – печений и суфле. Контролировать температуру на такой кухне было немалым искусством. Повар должен был в мельчайших подробностях знать как горит уголь, а как дрова. Уголь горел дольше и жарче дерева. Лучшими для растопки признавались дубовые, кленовые, ясеневые и кизиловые поленья. В каденцию президента Джеймса Монро (пятого по счету) опись кухонного имущества включала один медный котел для супа, один противень для запекания окорока, один котел для варки только ухи, одну оловянную кастрюлю для тушения, три кастрюли для соусов, две решетки для жарения, одну сковороду, три мельницы для кофе, две пары креплений для вертела, четыре подставки под котел, одну мраморную ступку с пестиком, четыре противеня для пирогов.
Меню Белого Дома
Томас Джефферсон был настоящим сыном эпохи просвещения, человеком многих талантов – публицист, ученый, архитектор, естествоиспытатель, изобретатель, политик. Он так же был ценителем тонких вин и хорошей кухни. Президент предпочитал чтобы к нему обращались «мистер Джефферсон», а не «мистер президент» и критиковал Джорджа Вашингтона и Джона Адамса за «слишком королевский» стиль руководства страной. Манеры Джефферсона, его одежда, обстановка дома действительно были очень просты, а вот стол на этом фоне резко выделялся. Маргарет Баярд Смит, светская львица и жена издателя газеты «Нэшнл Интеллидженсер» Самуэля Смита описывала обеды за президентским столом как «сочетание республиканской простоты с эпикурейской роскошью».
________________________________________
Джефферсон обожал все французское и взял на работу французского повара, Оноре Жюльена. Патрик Генри (тот самый оратор который прославился высказыванием «свобода или смерть») утверждал что Джефферсон так долго пробыл на дипломатической службе во Франции, что «совершенно офранцузился и отказался от еды своих соотечественников». Это было не совсем так. Джефферсон не потерял вкуса к плодам своего сада и огорода. Приглашения на приемы и обеды у президента считались большой удачей не только по социальным и политическим причинам, но и потому что еда была отменная. Джефферсон бочками заказывал вина из Италии, Испании, Франции и Португалии и за обедом могло подаваться не менее четырех различных сортов вина. За восемь лет своего президентства он потратил на вино десять тысяч долларов, что в начале девятнадцатого века составляло целое состояние.
Сегодня меню для официальных обедов, чаепитий и завтраков разрабатывают первая леди, ее начальник службы протокола и шеф-повар. Учитываются десятки факторов – дипломатический уровень гостей и из какой страны они приехали, социальные и политические цели мероприятия, наличие свежих ингридиентов, время года, религиозные и диетические предпочтения приглашенных. Для дипломатических обедов на высшему уровне готовят небольшие порции в качестве генеральной репетиции и дают первой леди попробовать.
Меню могут быть напечатаны, но чаще всего каллиграфы пишут меню от руки по числу приглашенных. Естественно, такое меню превращается в памятный сувенир. Иногда гости оставляют автографы друг у друга на меню. Никогда не знаешь заранее рядом с кем будешь сидеть на обеде в Белом Доме.
________________________________________
Меню на бал по случаю инагурации Джеймса Бюкенена (4 марта 1857)
400 галлонов устриц
60 седел барашка
4 седла оленя
125 говяжьих языков
75 окороков
500 кварт салата с курицей
500 кварт желе
Пирог в виде квадрата со стороной четыре фута
Вина на три тысячи долларов
Джеймс Бюкенен, единственный президент-холостяк, считал что сезон инагурационных балов – это расточительно и праздно. Он постановил что инагурационный был должен быть один.
________________________________________
Меню инагурационного ланча Авраама Линкольна (4 марта 1861)
Лже-черепаховый суп
Тушеная говядина с капустой
Картофель с петрушкой
Черничный пирог
Кофе
Авраам Линкольн гурманом явно не был. Он относился к еде как к топливу и заработавшись, частенько поесть вообще забывал. За работой любил пить крепкий кофе и закусывать кукурузным хлебом с капелькой меда. Меню для своего инагурационного ланча Линкольн разработал сам. Столы накрыли в самом тогда роскошном вашингтонском отеле Уиллард после того как закончилась церемониальная часть.
________________________________________
Свадебный завтрак Нелли Грант (Май 21, 1874)
Вальдшнепы и бекасы на тостах
Крабы в панцире на тостах
Куриные крокеты с зеленым горошком
Говяжьи языки в желе
Бараньи котлеты
Жареный цыпленок
Клубника со сливками
Свадебный торт с нарисованными глазурью голубками, розами и колокольчиками
Пунш, кофе, горячий шоколад
Нелли Грант, очаровательную и балованную дочь президента Улисса Гранта, родители послали в путешествие по Европе чтобы спрятать от папарацци (хотя слова такого тогда еще не было). Но и Европе ей от прессы не было покоя, ее везде приглашали и даже формально представили королеве Виктории в Бакингемском дворце. В семнадцать лет, на пути домой (а плавание тогда занимало пару недель), Нелли по уши влюбилась в молодого английского дипломата по имени Алжернон Сарторис. Родители закатили ей свадьбу по первому разряду. Замуж Нелли выходила в белом атласном платье отделанном брюссельским кружевом; на голове у нее была тюлевая вуаль и венок из флердоранжа. Букет состоял из того же флердоранжа с туберозами в обрамлении бутонов розовых роз и с маленьким флагом в центре, на котором было написано слово LOVE. Меню для свадебного завтрака было напечатано золотыми буквами на атласной бумаге и роздано гостям в качестве сувениров. Нелли получила подарки со всех континентов, но самым уникальным подарком была ода написанная на ее свадьбу Уолтом Уитменом (а вы думали оды власть предержащим писали только Тредиаковский и Ломоносов). К сожалению, так блистательно начавшаяся семейная жизнь счастливой не стала. Алжернон начал сильно пить и Нелли ушла от него, забрав четверых детей.
Меню президента и миссис Эйзенхауэр для официального приема с королевской четой Греции, королем Павлом и королевой Фредерикой (Октябрь 28, 1955)
Коктейль из креветок и крекеры
(Шерри)
Прозрачный бульон
Артишоки с оливками
Белая рыба в сырном соусе
Квашенная капуста
Бутерброды на ржаном хлебе
(Белое вино)
Бараньи ребрышки начиненные испанским рисом
Мятное желе
Зеленый горошек
Салат из рокфора с апельсинами
(Шампанское)
Десерт из жженной карамели
Печенье с лимонной глазурью
Орехи, конфеты, кофе в маленьких чашечках
Мэйми Эйхзенхауэр, или Миссис Айк, как с любовью звал свою жену президент, была девочка-девочка. Она любила крупные локоны и завитые челки, розовый цвет, тюль, пайетки, шляпки с цветами, длинные перчатки, пышные юбки и возрасте под шестьдесят не стеснялась носить парадные платья без рукавов. Она была невероятно популярна потому что была открыта и искренне ко всем расположена. Многие женщины видели в ней родственную душу, ту у которой главным занятием в жизни было быть женой и матерью. Но в Белом Доме она типичной домохозяйкой не была. Персонал Белого Дома прозвал первую леди «спящей красавицей» потому что Мэйми много времени проводила в кровати, в любимом розовом неглиже. На самом деле Мэйми страдала от астмы и сердечной аритмии и ей действительно часто требовался отдых. Нельзя сказать чтобы она любила готовить или даже составлять меню – экспертом по кулинарии в этом семействе был, как ни странно, муж. За 37 лет военной карьеры Айка семья переезжала тридцать раз. Тридцать раз Мэйми приходилось все начинать с нуля. Возможно поэтому она привыкла составлять меню из того что под рукой.
________________________________________
Меню для ланча президентской четы Кеннеди с королевской четой Монако (принцем Ренье и принцессой Грейс) (Май 24, 1961)
Крабы жаренные в панировке
(Пулиньи-Монтраше 1958)
Ягнятина с весенними овощами
(Шато Кротон Гранси, 1955)
Салат Мимоза
(Дон Периньон, 1952)
Клубника «Романофф»
Птифуры
Кофе в маленьких чашечках
Кроме уже упомянутых супругов Кеннеди и королевской четы Монако, на ланче присутствовали сенатор Клерборн Пелл с женой, Франклин Делано Рузвельт-младший с женой (второй из пяти), голливудский режиссер и продюсер Фред Ко с женой и близкий друг президентской четы журналист и художник Вильям Уолтон. Принцесса Грейс (бывшая актриса Грейс Келли) надела обтягивающее зеленое платье с таким же зеленым пиджаком и тюрбанообразный белый головной убор с завитками из перьев (на головной убор пресса выразила единодушное «фи»). Но еще больше оскандалился сам президент. Незадолго до ланча он втроем с женой и ее главой службы протокола Летиицией Балридж обсуждал гостей. Летиция несколько раз в шутку назвала принца Ренье prince Reindeer, то есть принц Северный Олень. Во время ланча Джон Кеннеди отвечал принцу Ренье на какой-то вопрос и случайно назвал его Северным Оленем. Говорят, что еще неделю он дулся на Летицию Балридж и не хотел ее видеть.
Клубника «Романофф» по рецепту Рене Вердона
1 чашка ванильного мороженого
4 чашки клубники разрезанной на половинки или четвертушки, в зависимости от размера ягод
2 столовые ложки ликера Кюрасао или любого другого с апельсиновым вкусом
Полчашки сливок
1 столовая ложка сахарной пудры
Пол-чайной ложки жидкого ванильного экстракта
Листики мяты или засахаренные фиалки для украшения
Вынуть мороженое из морозилки и оттаять до состояния чтобы легко зачерпывалось ложкой.
Положить клубнику в большую миску, полить ликером и перетряхнуть чтобы ликер покрыл все ягоды. Оставить на полчаса
В охлажденной миске электрическим миксером взбивать сливки на маленькой скорости 45 минут или до состояния «масса, а не жидкость». Добавить сахарную пудру и ванильный экстракт. Взбивать на высокой скорости еще три минуты.
Смешать мороженое со взбитыми сливками.
Разложить по охлажденным десертным мисочкам слоями ягоды и морожено-сливочную смесь так чтобы ягоды были на дне, а смесь сверху. Украсить листиками мяты или засахаренными фиалками.

Leave a Comment