Восемнадцатый век прошел под знаком первых опытов по прививанию от самой тогда распространенной и одной из самых смертельных болезней – от оспы. Может быть кто-нибудь читал как жена английского посла в Константинополе леди Мэри Уортли Монтегю сделала вариоляцию себе и своему пятилетнему сыну, а приехав обратно в Англию – младшей дочери. В России первой привилась от оспы просвещенная государыня Екатерина-2 вместе с наследником престола Павлом Петровичем, а ровесник Павла Людовик Шестнадцатый решился на вариоляцию сразу после смерти своего деда от оспы. Вот какие высокие персоны приложили руку к вариоляции в Европе.
А что же на тогдашних задворках цивилизации, в колониальной Америке? Там первые опыты вариоляции проводил преподобный Коттон Матер, а идею ему подал его чернокожий раб, по имени Анисим. Два слова про Коттона Матера. Плодовитый писатель, проповедник и ученый-любитель. Был первым жителем американских колоний принятым в Королевскую Академию наук в Лондоне, регулярно присылал им отчеты. Больше всего известен как инициатор и главный инквизитор на сэлемских процессах ведьм. Любил порассуждать о том, как женщины утратили смирение и послушание предписанные им апостолами. Об Анисиме известно еще меньше. В 1706 благодарные прихожане преподнесли его в качестве подарка Коттону Матеру и в сопроводительному документе Анисим описывается как “достаточно умный парень”. Дальше from the horse’s mouth, записи Коттона Матера. На вопрос болел ли он оспой, Анисим
“ответил и да и нет. Он рассказал мне, что перенес операцию, которая подвергла его слабой форме оспы и защитила от обычной оспы; он сказал, что это операция распространена среди короманти (родное племя Анисима) и что кому хватало храбрости на это пойти, мог всю оставшуюся жизнь не бояться заболеть.”
Оспа навещала Бостон в 1690 и 1702 годах. Смертность составляла 30%, а не имевшие иммунитета индейцы вымирали целыми деревнями. Главной мерой был карантин всех кораблей в гавани и содержание заболевших под стражей. 22 апреля 1721 в бостонскую гавань из Вест Индии пришел английский торговый корабль “Морской конек”. Карантин не уследили и к концу мая в Бостоне была уже восемь заболевших оспой. К середине июня болезнь распространилась как степной пожар. К сентябрю шерифам пришлось ограничить время звона погребальных колоколов – стольким людям сразу эта услуга вдруг понадобилась. Матер обегал всех бостонских врачей со своим рассказом о вариоляции, но попробовать согласился только один – Забдиэль Бойлстон. Бойлстон привил своего сына и двух рабов – мужчину и мальчика. Все поправились и не заразились. В июле Бойлстон привил еще семерых. Эпидемия достигла своего пика в октябре 1721, когда умерло 411 бостонцев, а к февралю следующего года Бостон был снова свободен от оспы. Из 5899 непривитых заболевших умерло 844 человека, то есть смертность составила 14%. Бойлстон привил 287 человек, из которых умерло шесть, то есть смертность 2%.
Что удивительно, бостонские врачи активно возражали. Пресса подлила масла в огонь, называя вариоляцию языческой практикой диких африканцев, не подобающей христианам. Матеру кинули в окно самодельную гранату с запиской “Коттон Матер, собака, будь проклят. Я тебя так привью, что оспа раем покажется”. Это подвигло Матера на резонный вопрос “Почему узнать у индейца как защититься от яда гремучей змеи меньший грех чем узнать у африканца как защититься от оспы?”
В 1722 Матер отправил отчет в Королевскую Академию. Историки называют эту прививочную кампанию “первой американской кампанией по общественному здравоохранению”. Об Анисиме мало что известно, а что известно, то из записей Коттона Матера. Анисим немало огорчал преподобного своим отказом от крещения. Но видно какая-то привязанность между ними была, потому что даже когда Коттон Матер дал Анисиму вольную, тот никуда не ушел и остался с семьей Матер.
На портрете — Коттон Матер