В июньский день 1845-ого семнадцатилетняя Анарха, рабыня с плантации Весткотт в окрестностях Монтгормери (Алабама) почувствовала схватки предвещающие рождение ее первого ребенка. Спустя три дня обессиленная, перепуганная девушка продолжала корчиться в муках, но ребенок не выходил. Хозяин наконец вызвал к ней местного хирурга Джей Мариона Симса и тот наложил щипцы. Ребенок умер и хотя смерть Анархе больше не грозила, она осталась инвалидом. Из разорванной вагины постоянно вытекала моча, вызывая боль, постоянные инфекции и неприятный запах.
Акушерский свищ был тогда распространенной травмой во время родов, как у негритянок, так и у белых. Но чем более юной была роженица, тем выше у нее был риск физиологической неготовности к родам, как это вероятно случилось с Анархой. На довоенном Юге негритянки начинали рожать в среднем на три года раньше белых женщин.
Джей Марион Симс понимал, что научившись зашивать свищи, он сделает себе имя в медицине и заработает состояние. Рабынь не надо было уговаривать или подкупать чтобы они согласились участвовать в болезненных и унизительных экспериментах. Их согласия даже не надо было спрашивать.
Симс купил или арендовал одиннадцать женщин со свищами (включая Анарху) у их хозяев. Всех их поселили в специально построенном помещении и там же Симс оперировал.
В викторианскую эпоху респектабельные дамы носили многослойную одежду в любое время года. Даже врачам возбранялось смотреть “туда”. Когда Симс начал свои эксперименты по зашиванию свищей, не было даже слова “гинекология”. Пользуя женщин своего класса, викторианские доктора действовали на ощупь под многослойными юбками и рыцарски отводили в сторону глаза.
Но с негритянками такие церемонии были совершенно не обязательны. Им предписывалось полностью раздеться и стоять на локтях и коленях чтобы Симс и другие врачи могли видеть “операционное поле”. “Я видел то, что ни один мужчина до меня не видел” – с восторгом записал в дневнике Симс.
Боль при операциях была ужасной. Симс зашивал воспаленную ткань и каждый раз шлифовал края ран чтобы они соединились. Зашивал обычными нитками, швы неизменно воспалялись и разъезжались и все начиналось по следующему кругу.
Сначала удерживать женщин на столе Симсу помогали коллеги, но они не выдержали душераздирающих криков подопытных и в течение года разбежались. Женщинам пришлось держать друг друга. К тому времени применение эфира как обезболивающего средство уже было известно врачам и описано в профессиональных журналах, но Симс отказался обезболивать своих подопытных. Он писал, что боится рисковать (от передоза эфира пациентка могла просто не проснуться), однако уже несколько лет спустя, Симс прекрасно применял эфир как обезболивающее, зашивая свищи у белых женщин. Более того, уже в Нью-Йорке, он развил целую теорию, что нежелание женщины спать со своим мужем это патология, которую нужно лечить. Он на голубом глазу усыплял пациенток эфиром, чтобы их мужья смогли реализовать свое
#правонасекс.
Однако вернемся в Алабаму. Симсу было мало освященного законом и правом контроля над своими подопытными. Он наловчился сажать их на опиум, причем колол не во время операции, а после. Это озадачивало многих его коллег. Мучения женщин продолжались до тех пор, пока Симс не догадался использовать для зашивания ран тоненькую серебряную проволочку. На серебре, в отличии от органических материалов, не плодились микробы. Швы не воспалялись и могли как следует зажить. В 1849 он наконец записал, что успешно зашил самый большой свищ внутри Анархи – величиной с ноготь на пальце. Она перенесла тридцать операций за почти пять лет. В 1852 Симс опубликовал свой отчет в American Journal of Medical Sciences.
Джей Марион Симс без сомнения знал, что поступал бесчеловечно и позорил высокое звание врача. Под конец жизни он описывал своих подопытных как белых женщин, которые пошли на операции добровольно и не жалел слов для описаний “удивительной смелости этих страдающих женщин”. Он так и не признал, что не смелость, а рабство и опиум удерживали подопытных на его операционном столе.
На фото: проект памятника Анархе и ее соузницам. Автор проекта Винни Багвелл из Бронкса. Скульптура называется “Победа над Симсом”