Посиделки с Клио

Как разные евреи в разные времена поднимались на Храмовую Гору

Дотан Горен, журнал «Сгула»
Как известно, в Крымской войне середины девятнадцатого века Оттоманскую империю поддержали страны западной Европы и с их помощью Россия была разгромлена. Западные партнеры получили возможность диктовать Стамбулу свои условия и в этот пакет условий вошло допускать на Храмовую Гору немусульман. Начиная с 1856 году на Храмовую Гору допускали немусульман за исключением пятниц и всего месяца Рамадан. Туристам следовало лишь получить разрешение у турецкого губернатора Иерусалима и дать взятку охраннику у входа. Однако верующие евреи по прежнему не ходили туда, удерживаемые раввинским эдиктом о риутальной нечистоте. И все же кое-кто из европейских еврейских филантропов нарушал раввинский запрет, чем очень сердили ортодоксальную общину Иерусалима. Секретарь еврейской общины Вены доктор Людви Август фон Франкль поднимался в шабат чтобы избежать встреч с ортодоксальными евреями которые этого не одобряли. Его поразила архитектура обеих мечетей, о чем он написал в своей книге «Евреи на востоке» изданной в 1859. Барон Эдмон де Ротшильд тоже поднимался, когда в 1887 ездил по Палестине в сопровождении своего поверенного Ниссима Бехара. Кроме распределения средств Ротшильда, Ниссим Бехар был еще директором модерновой школы от Allicance Israelite Universelle. Он был человеком просвещенным и не шибко религиозным, но сопровождать Ротшильда на Храмовую Гору отказался. (Сестра Ниссима Фортюнне Бехар стала первой директрисой первой в Иерусалиме модерновой школы для девочек названной «Эвелина» в честь дочери Ротшильда. Ссылка на пост про школу «Эвелина» в первом комментарии).
В 1898 Теодор Герцль был составе делегации сопровождавшей в Иерусалим немецкого кайзера Вильгельма. Герцль не хотел ссориться с ортодоксами и таким образом усложнять свой и без того трудный сионистский проект. Вместо этого он смотрел на Храмовую Гору с балкона синагоги Тиферет Исраэль. Однако ортодоксальная ежедневная газета «Хавацелет» (Лилия) (я думаю что все-таки не совсем ортодоксальная, у настоящих харедим того времени не могло быть газеты на иврите) обвинила Герцля в том что он сопровождал кайзера на Храмовую Гору. Из редакционной статьи (6 ноября 1898):
Герцль умудрился нарушить уникальный для Иерусалима запрет, наказуемый, согласно большинству раввинских авторитетов, карет (иссечением души).
Уважение к раввинскому запрету постепенно размывалось по мере того как разворачивался двадцатый век. В Иерусалиме селились разные евреи, соблюдающие на уровне традиций и не соблюдающие совсем. Рос международный туризм в город и посещение Храмовой Горы больше не требовало разрешения городских властей, англичан эти вопросы не интересовали.
Тогда раввинский запрет на посещение Храмовой Горы религиозные люди интерпретировали как запрет даже подходить на близкое расстояние к Стене Плача. В буквальном смысле, «от греха подальше». На страницах издаваемой Элиезером Бен Иегудой газеты «Ашкафа» (Обзор панорамы) историк и знаток Иерусалиме Авраам Моше Лунц высказался так:
Многие мудрецы и учители ошиблись как в нашем поколении, так и в предыдущих… У этого мнения нет оснований и оно порождено запретом заходить на Храмовую Гору. Но стена лишь окружает Храмовую Гору и нет алахической проблемы подходить к ней снаружи. Любой из нас может подойти туда, излить свою душу в молитве и Творец выслушает, как выслушал царя Шломо, да покоится он в мире. (12 декабря 1906).
Весной 1912 на Храмовую Гору поднялась целая делегация от редакции популярной варшавской газеты на идиш «Хайнт». Потом на страницах газеты журналисты делились своими впечатлениями. Через год кибуц Дегания устроил своим членам ознакомительную поездку в Иерусалим с посещением Храмовой Горы.
Из писем рава Авраама Ицхака Кука мы знаем что эти экскурсии вызывали у него беспокойство. В 1913 он написал директору гимназии Герцлия в Тель Авиве письмо с просьбой не включать посещение Храмовой Горы в программу экскурсии для учащихся. В 1914 – письмо раву Йонатану Беньямину Горовицу о визите на Храмовую Гору Ротшильда (непонятно какого и когда)
Мое сердце сжимается от мысли об произошедшем осквернении в результате его присутсвия в святом месте и от того что никто ему не сказал что это запрещено. Один удар по святости нашего Вечного Дома может перевесить миллионы поселений, хотя это не умаляет его (Ротшильда) заслуг по основанию общины в Эрец Исраэль. Будем надеяться что этот грех совершен по незнанию, что Всевышний его простит и зачтет лишь хорошее. (Сборник писем рава Кука, том второй, стр. 285, письмо номер 677).
С приходом англичан Храмовая Гора превратилась в одну из точек противостояния между сионизмом и зарождающимся как ответ сионизму арабским национализмом. На арабской улице циркулировали слухи что евреи при попустительстве англичан взорвут мечети. В начале 1919 в Лондоне Хаим Вейцман и эмир Фейсал (король недолго просуществовавшего королевста Хеджаз на территории нынешних Ирака и Иордании) подписали меморандум по которому Храмовая Гора оставалась под юрисдикцией мусульманского вакфа. Уступив мусульманам Храмовую Гору, евреи решили что их главная святыня теперь это Стена Плача. Туда перенесли групповые молитвы, подъезжали к арабским собственникам окружающих городских районов в надежде выкупить землю, с целью чтобы вокруг Стены Плача жили евреи. В двадцатые годы евреи возродили обычай процессией ходить вдоль стен Старого Города вечером 9 ава. Согласно стиху из псалма (Теилим, 48:13) «Окружите Цион и обойдите его, сосчитайте башни его» процессия медленно обходила Старый Город, останавливаясь там где происходили события приведшие к изгнанию, сначала к первому, потом к второму. Заканчивалось это традиционным чтением определенных псалмов и открывков у Стены Плача. (Кто-нибудь знает, сейчас это делают?)
Тем временем Храмовая Гора превратилась в рассадник антиеврейского террора. Там регулярно и не таясь призывали к насилию, планировали нападения и прятали от английских властей тех кого они искали, включая муфтия Хадж Эммина Эль Хуссейни. В первую декаду британского мандата Храмовую Гору могли посещать все, уплатив вакфу за посещение. Непрекращающиеся попытки евреев купить плазу перед Стеной и землю в окружающих районах подлили масла в огонь и в 1929 вспыхнула очередная интифада. После 1929 вакф закрыл Храмовую Гору для посещений евреями, но иногда жадность брала верх над политикой и туда пускали евреев с иностранными паспортами.
До конца мандата большинство раввинов поддерживало мораторий на посещение евреями Храмовой Горы, но светские евреи посещали, если имели возможность дать вакфу на лапу. Храмовую Гору и будущий третий Храм забрали себе в качестве символа крайние националисты, причем в качестве символа национального в той же степени что религиозные, если не больше. Особенно часто к этому символу обращался командир Лехи Авраам Штерн, позывной «Яир». Молодежное религиозно-сионисткое движение Брит Хашмонаим поставляло кадры и Лехи, и Эцелю, и Хагане. Для этих юношей (не знаю были ли там девушки) кульминацией сионистского проекта должно было стать еврейское царство «по Торе» в центре с третьим храмом. В боях за Иерусалим 1948-1949 Йехошуа Зетлер командовал отрядом из бойцов Лехи. Вдохновленный статьями Штерна и стихами Ури Цви Гринберга, он планировал занять Храмовую Гору и таки взорвать мечети, но проиграл хорошо обученному англичанами Арабскому Легиону. (Очень интересный кадр это Зетлер, после трех звездочек биография)
Следующие 19 лет территория Храмовой Горы находилось под контролем Иордании. Если еврей хотел туда попасть, он должен был приехать в Иорданию как турист с паспортом любой страны кроме Израиля.
После Шестидневной войны подъемы на Храмовую Гору перекочевали в лагерь религиозных сионистов. Раввины и археологи рассчитали где именно стоял Храм и куда можно ходить, без риска что-то осквернить. Предписывается вести себя уважительно и перед подъемом непрменно окунаться в микву. (Тут автору следовало бы поговорить с Meir Antopolsky и Anya Antopolsky, много интересного для себя узнал бы. О русскоязычных восходящих на Храмовую Гору в статье ни слова)
* * *
Иегошуа Зетлер родился в 1917 в Кфар Сабе. С четырнадцати лет в Хагане, с 1933 – в Иргуне. В 1938 принимал участие в рейде на деревню Бияр Адас. С 1940 – в Лехи. Судя по всему, Зетлер начинал свою карьеру таким экспроприатором вроде молодого Сталина – грабил банки для пополнения кассы организации. В мае 1941 был арестован за очередное ограбление, бежал из под стражи, спустя несколько недель его поймали и приговорили к пятнадцати годам тюрьмы. Отбывал наказание в тюрьме Акко, откуда бежал во время знаменитого группового побега 4 мая 1947. В апреле 1948 участвовал в рейде на деревню Дейр Ясин. Именно Зетлеру пришла в голову идея убить главного переговорщика ООН по Палестине шведского графа Фолька Бернадотта и именно он представил план операции другим командирам – Исраэлю Эльдаду, Натану Йелин-Мору и будущему премьеру Ицхаку Шамиру. Он же отобрал команду. (Здесь рассказывать историю успешного покушения на Бернадотта нет смысла, но для меня стало большой новостью что бежавших с места событий террористов спрятали у себя сочувствующие харедим (!), а потом переправили в Тель Авив на грузовике с мебелью). В 1988 Зетлер давал интервью на радио известному журналисту Дану Маргалиту и признался что распланировал покушение на Бернадотта и что совершенно об этом не жалеет. В политику он не пошел, наверное понимал что не того для этого склада человек. Иегошуа Зетлер тихо жил в Тель-Авиве, управлял бензоколонкой и вместе с женой Беллой воспитывал двух дочерей. Наверное бурной деятельности тридцатых-сороковых ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Умер в 2009.
,
1) Открытка которую Теордор Герцль написал из Иерусалима своей дочери Паулине, с изображением Храмовой Горы и кайзера Вильгельма, не будь рядом помянут.
2) Иегошуа Зетлер, тюремное фото

Leave a Comment