Многие из нас знают «Карпатию» как тот самый пароход который вылавливал оставшихся в живых пассажиров «Титаника» из холодных вод Атлантического океана ранним утром 15 апреля 1912. Этот день навсегда изменил жизнь «Карпатии» и еe капитана Артура Рострона. Но что же происходило «до» и «после»?
В начале двадцатого века компания морских перевозок Cunard заказала три надежных парохода средних размеров – «Карпатию», «Ивернию» и «Саксонию». Вместо того чтобы пытаться соревноваться с немецкими пароходами в скорости или с пароходами White Star Line в роскоши и гламуре, Cunard сделала ставку на практичность и надежность, на пароходы которые могли бы возить иммигрантов и туристов из Ливерпуля в Нью-Йорк. Приходилось вертеться, чтобы остаться, простите за каламбур, на плаву. Cunard предлагала своим пассажирам базовый комфорт, безопасность и очень демократичные цены. «Карпатия» и ее «сестры» принесли компании достаточно прибыли что получить на выгодных условиях займ от английского правительства и на эти деньги построили два роскошных лайнера – «Луситанию» и «Мавританию». Оба впоследствии прославились и вернули Cunard на рынок VIP туризма. «Карпатия» в основном ходила со скоростью 14.5 узлов, прямо по поговорке «медленно, но верно». В двадцатом веке уже считалось неприличным предлагать даже пассажирам третьего класса спать вповалку на палубе на собственных узлах и оправляться в ведро. В третьем классе «Карпатии» был электрический свет, хорошая вентиляция, просторная столовая обшитая дубом. В 1905 «Карпатия» стала возить круизы по Средиземного морю и туда добавили всяких плюшек для пассажиров первого класса. Несколько лет она успешно плавала, возя туристов по Средиземному морю и иммигрантов из Венгрии в Америку.
11 апреля 1912 «Карпатия» вышла из Нью-Йорка с целью сделать круиз по Средиземному морю и закончить его на хорватской Ривьере. На борту около 740 пассажиров. Около двадцати минут первого ночи 15 апреля «Карпатия» получила SOS от «Титаника». Расстояние между кораблями – 58 миль. Капитан Артур Рострон приказал зажечь все топки, поставить туда всех кочегаров и «Карпатия» пошла со скоростью 17.5 узлов. Но из за огромного количества айсбергов, которые приходилось осторожно обходить, добраться до «Титаника» у «Карпатии» заняло более четырех часов. К тому времени сам «Титаник» ушел на дно. На вопрос как ему удалось избежать столкновения с айсбергами в ночной тьме, глубоко религиозный Рострон ответил: «На штурвале была другая Рука». Все утро 15 апреля 705 выживших пассажиров «Титаника» грузились на «Карпатию». Теперь, когда на корабле стало вдвое больших пассажиров чем изначально предполагалось, Рострон понял что до следующего порта им не хватит еды и пресной воды и принял решения вернуться в Нью-Йорк. На подходе к Нью-Йорку начали приходить десятки телеграмм с вопросами от журналистов. Когда «Карпатия» пришвартовалась на пирсе 54 вечером 18 апреля, там стояли сотни людей. Репортеры выкрикивали вопросы пассажирам «Титаника», а так же команде и пассажирам «Карпатии». Ни судно, ни капитан еще ни разу не были посреди такого водоворота. В последующие недели Рострон и его команда получили много разных наград, их превозносили в газетах, а президент Тафт даже наградил Рострона золотой медалью Конгресса.
В 1914 гражданская карьера «Карпатии» закончилась и началась военная. Красную трубу, типичную для кораблей компании Cunard, перекрасили в серо-стальной. Следующие четыре года «Карпатия» возила солдат в Европу, сначала канадских, потом канадских и американских. В свой последний рейс «Карпатия» вышла 17 июля 1918. Она была частью конвоя из Ливерпуля в Бостон. В процессе конвой разделился и в своей группе «Карпатия» оказалась самым большим судном, а значит пришлось принять командование другими судами, а их было шесть. Торпеда с немецкой подлодки ударила «Карпатию» в левую носовую часть, вторая ударила в двигатель. Погибло пять членов команды. Пассажиры и команда погрузились в 11 шлюпок, офицеры выборосили за борт конфиденциальные документы, чтобы врагам не достались. Через два часа «Карпатия» затонула у южного берега Ирландии. 82 года она пролежала на дне в неизвестности, пока в 2000 году ее не нашел американский исследователь Клайв Кастлер.