Посиделки с Клио

Он узнал Амона Гета

(материал собрал рав Шрага Симмонс, кроме вводного параграфа)
Удивительно, но для многих нацистов и их пособников путь в тюрьму или на эшафот начался со случайности – их в общественном месте кто-то узнал. Ставившая эксперименты на узницах Равенсбрюка доктор Герда Оберхаузер попалась когда бывшая узница привела к ней на прием ребенка своей подруги. Другого экспериментатора – Хорста Шумана – бывший узник Аушвица узнал аж в Судане, и Шуману пришлось бежать в Гану. Главного капо лагеря Горлиц Яакова Тененбаума опознал другой прихожанин в его синагоге в Нью-Йорке – и всё заветре. Комендант лагеря Плашов Амон Гет, которого мы все знаем по блистательной игре Ральфа Фьеннеса, сдался американцам и имел все шансы спокойно умереть в своей постели где-нибудь в Аргентине – но его тоже узнали.
Иосиф Левкович в Плашове был подростком. Как-то раз его определили на работу разбирать кирпичную стену. Он сидел на стене и передавал вниз кирпичи другому заключнному, который складывал их на тачку. И вот тут пожаловал Гет, верхом, в сопровождении своих жутких собак. От ужаса напарник Иосифа выронил кирпич и Гет застрелил его наповал. «Бросай кирпич» — крикнул Гет Иосифу, тот послушался. Следом Гет приказал подростку слезть со стены. «Он стал кричать на меня и навел мне между глаз пистолет. Я попрощался с жизнью и сказал «Шма»».
Очнулся Иосиф в лазарете, сильно избитым. К нему пришел капо-еврей и сказал: «Я тебя спас. Я стал тебя бить и Гет решил что ты уже не жилец все равно».
После войны Иосиф занимался тем что искал осиротевших еврейских детей по монастырям и приемным семьям и составлял картотеку на случай если кто-то из оставшихся в живых родственников придет кого-то искать. Он не представлял никакой организации, делал всё исключительно по зову сердца. Летом 1946 поиски привели его в Дахау, который был перепрофилирован под лагерь для немецких военнопленных. Здесь среди прочих и содержался Амон Гет, который назвался своим настоящим именем, но удобно сменил СС на вермахт. Иосиф набросился на него с криками «убийца», а потом рассказал всю историю американскому начальству. Что самое удивительное, будучи припертым к стенке, Гет ничего не отрицал. Он так привык к безнаказанности, что даже не боялся возмездия. А американцы взяли, да и выдали его полякам.
Иосиф смотрел смерти в глаза много раз. В вагоне, в котором он приехал в Аушвиц из 160 узников в живых осталось 20. Первым его делом было вместе с другими еще стоящими на ногах носить тела в крематорий. Май 1945 застал его в Маутхаузене. Утром не прозвучала ежедневная сирена. Узники по привычке собрались на аппельплаце и тут их начали поливать пулеметным огнем. Иосиф ничком бросился на землю и так лежал пока не стало тихо. Когда он встал на ноги, он обнаружил что охранников больше нет.
После войны Иосиф выяснил что у него остался один родственник – двоюродный дед в Аргентине. Туда он и уехал. Занимался алмазным бизнесом, обзавелся семьей. Разбогател, жертвовал много денег на различные проекты в Израиле. Когда в Аргентине резко поправело, переехал в Канаду. В 2016 Иосиф Левкович репатриировался в Израиль.
Амона Гета после восьмидневного судебного процесса в Кракове признали виновным по всем пунктам и повесили 13 сентября 1946. Стенограмма процесса на английском есть в сети. Гет защищал себя сам, но мой профессиональный взгляд делал это из рук вон плохо ибо непробиваемо туп. Из интересного – там дает показания Хелен Хирш, к тому времени уж Горовиц по мужу.
На фото Иосиф Левкович с семьей и драматизмация казни из фильма. Фотография настоящей казни тоже есть, но очень плохая там одни силуэты.
 

Leave a Comment