К 1900 году в американских городах работает почти четыре миллиона женщин. За сорок лет эта цифра выросла больше чем в четыре раза. Индустрия пошива готового платья потихоньку переходит с труда надомниц и мастерских в подвалах в огромные современные здания на стальных каркасах. Эти здания оборудованы по последнему слову тогдашней техники – лифты Отис, телефоны Белла, швейные машинки Зингера.
К 1909 году американцы тратят на готовую одежду 23 миллиарда долларов. Фабрика Triangle Shirtwaist производит 12000 изделий в неделю. Это блузки – новая стандартная униформа для работающих женщин.
Нью-Йорк, 25 марта 1911, суббота, без пятнадцати пять вечера.
Фабрика Triangle Shirtwaist размещается на трех последних этажах десятиэтажного здания по адресу 23-29 Washington Place. Там работает 260 молодых женщин и девушек, в основном еврейских и итальянских иммигранток. Большинству из них нет восемнадцати.
На восьмом этаже кто-то выбросил спичку или сигарету в ведро с лоскутками. Пожар быстро распростанился по цеху, благо ткань и нитки хорошо горят. Девушки в панике бегут к выходу, но выход сделан так чтобы пропускать только одного человека за раз. Это сделано специально чтобы проверять сумки работниц на предмет краденых лоскутков.
Пожарный рукав пуст, в нем нет воды.
Единственный способ предупредить десятый и девятый этажи – позвонить на коммутатор на десятом.
— Десятый этаж слушает.
— У нас пожар! Соедините меня с девятым этажом.
Телефонистка в панике бросает трубку и бежит за помощью. На девятый этаж предупреждение так и не дошло.
Тем временем менеджер Самуэль Бернштейн бежит по главной лестнице на девятый этаж чтобы предупредить более 160 работниц которые там застряли. У входа в цех стоит бочка с машинным маслом, которая воспламеняется.
У девушек на девятом этаже в теории есть три пути к спасению – внутренняя лестница, лифт, и наружная лестница. Но дверь на внутреннюю лестницу наглухо закрыта болтами.
Кейт Уинер удалось добежать до лифта, но она не видит где ее сестра. Из воспоминаний Кейт Уинер: “Все кричали, стучали, звали лифт. Наконец лифт пришел и все туда ввалились. Я искала Розу и нигде не могла ее найти. Языки пламени уже подбирались ко мне и я поняла что лифт уходит с девятого этажа в последний раз».
Кейт Уинер последней вскочила в последний лифт. Более сотни девушек остались на девятом этаже в смертельной ловушке. Наружная лестница оплавилась и обрушилась под тяжестью тел.
Приехали пожарные с самой длинной лестницей в Нью-Йорке. Но она достает лишь до шестого этажа.
Девушкам на девятом этаже некуда деваться.
В отчаянии они бросаются из окон.
Четверть шестого вечера.
Весь пожар занял полчаса.
146 погибших, из них 23 мужчин.
Владельцы фабрики отданы под суд, но оправданы.
Пожар на Triangle Shirtwaist оставался самой смертельной аварией на рабочем месте в Нью-Йорке до 9-11-2001.
(дальше из Вики)
На похороны погибших пришли около 300 000 человек. Призывы почтить погибших распространялись в листовках на идише, английском и итальянском языках. На митинге памяти погибших 2 апреля 1911 года в Метрополитен-опера активистка социалистического, профсоюзного и женского движения Роза Шнейдерман выступила с речью, в которой указывала, что только организованное рабочее движение, требующее строгого соблюдения условий труда, может предотвратить подобные трагедии.
В Нью-Йорке был создан Комитет по расследованию на фабриках для проверки и принятия превентивных мер во избежание пожаров и эпидемий. Также в 1911 году было создано Американское общество инженеров безопасности — первое в мире общество по безопасности на предприятиях. Комитет общественной безопасности под началом социальной работницы Фрэнсис Перкинс добился принятия «закона о 54 часах», ограничивавшего рабочую неделю. Активизировались профсоюзы и женские общества, в особенности Межнациональный профсоюз дамских портных
(дальше снова из меня)
Фрэнсис Перкинс была свидетелем трагедии, видела как работницы прыгали из окон. Она стала министром труда в правительстве Франклина Рузвельта, первой в США женщиной министром. Она назвала 25 марта 1911 «днем когда начался Новый Курс». Здание перешло в собственность New York University. На нем висит мемориальная доска и каждый год возлагают цветы, не только потомки погибших, но и просто студенты. На восьмом, девятом и десятом этажах теперь университетские аудитории. И я там был, и лекции слушал.
Видео где все это показано в форме докудрамы я не могу поставть, ютуб его блокирует