Посиделки с Клио

Как идейные наследники переписывателей истории жалуются на переписывание истории, или Чья бы корова мычала…

Сначала цитата из классики:
«А у Мелани часто бывал герой Джорджии генерал Джон Б. Гордон с семьей. Отец Райман, поэт-священник Конфедерации, неизменно заглядывал к ней, когда наведывался в Атланту. Он очаровывал собравшихся остроумием и без особый уговоров соглашался прочесть свою «Шпагу Ли» или свое бессмертное «Поверженное знамя», всякий раз вызывавшее слезы у дам. Бывал здесь во время своих наездов в город и Алекс Стефенс, бывший вице-президент Конфедерации, и как только становилось известно, что он у Мелани, дом тотчас наполнялся гостями и люди часами сидели, зачарованные хрупким инвалидом со звонким голосом. Обычно с десяток детей сонно клевали носом на коленях у родителей, хотя им давно пора было лежать в постели. Каждой семье хотелось, чтобы много лет спустя их отпрыск мог сказать, что его целовал великий вице-президент или что с ним здоровался за руку один из тех, кто возглавлял борьбу за Правое Дело. Все более или менее важные особы, приезжавшие в город, находили путь в дом Уилксов и часто даже проводили там ночь. Небольшой дом под плоской крышей нередко был переполнен, Индии приходилось спать на соломенном тюфяке в крошечной комнатушке, где помещалась детская Бо, а Дилси мчаться через задний двор к кухарке тети Питти за яйцами к завтраку, но Мелани принимала всех так любезно, точно в ее распоряжении был замок.
(…)
Стоило двум бывшим конфедератам где-либо встретиться — и речь шла только об одном, а если собиралось человек десять или больше, то можно было не сомневаться, что весь ход войны будет прослежен заново. При этом в беседе только и слышалось:
«Вот если бы!..» «Вот если бы Англия признала нас…» — «Вот если бы Джеф Дэвис реквизировал весь хлопок и успел перебросить его в Англию, пока не установилась блокада…» — «Вот если бы Лонгстрит выполнил приказ под Геттисбергом…» — «Вот если бы Джеф Стюарт не отправился в рейд, когда он был так нужен Маршу Бобу…» — «Вот если б мы не потеряли Несокрушимого Джексона…» — «Вот если бы не пал Виксберг…» — «Вот если б мы сумели продержаться еще год…» И всегда, во всех случаях: «Вот если б вместо Джонстона не назначили Худа…» Или: «Вот если б они в Далтоне поставили во главе Худа, а не Джонстона…» Если бы! Если бы! В мягких певучих голосах появлялось былое возбуждение; они говорили и говорили в мирной полутьме — пехотинцы, кавалеристы, канониры, — воскрешая дни, когда жизнь подняла их на самый гребень волны, вспоминая теперь, на закате одинокой зимы, лихорадочный жар своего лета.»
Конкретно это действие «Унесенных ветром» происходит во второй половине 1860-ых, но мало кому за пределами США известно что Юг варился в этой, с позволения сказать, идеологии еще сто лет. В начале 1870-ых с Юга ушли последние федеральные войска, а сменивший убитого Линкольна президент Эндрю Джексон пачками подписывал помилования бывшим конфедератам. Власть в южных штатах перешла к довоенной аристократии, вернее к тому что после войны от нее осталось. К началу двадцатого века основная масса ветеранов Гражданской войны была уже в преклонных летах. Все знали что они скоро умрут и они куда больше устраивали южный истеблишмент в качестве объекта поклонения чем в качестве живых и неудобных свидетелей провалов гражданского и военного руководства Конфедератских Штатов Америки. В 1894 году была основана женская организация Объединенные Дочери Конфедерации (ОДК) и началось. Памятники, литературные конкурсы, цензура школьных учебников, составление в соответстующем духе школьных программ, молодежные и детские организации юных конфедератов на манер советских октябрят и пионеров. Можно сказать несколько поколений южан, являясь в географическом и политическом смысле жителями США, в культурном и идеологическом оставались жителями Конфедерации. У ОДК были отделения в каждом штате и организация насчитывала десятки тысяч участниц. Идеология была оформлена в некий свод правил названных «Катехезис конфедерата». Там все как по нотам. Юг восстал против северной тирании, штаты имели право отделяться, рабы были счастливы, хозяева их отечески опекали, Ку-Клукс-Клан защищал честь белых женщин. Южные историки продолжали настаивать на этом и не желали замечать что именно воплощение в жизнь принципа «у штатов больше прав чем у федерального правительства» и сгубило Конфедерацию. У президента Джефа Дэвиса было очень мало реальной власти, каждый губернатор делал что хотел, мог запросто не передать ополчение своего штата под командование армии или взымать с правительства деньги за пользование в своем штате железной дорогой. Не имея возможности мобилизовать национальную экономику и координировать логистику в масштабе всей Конфедерации, правительство было изначально поставлено в условия в которых выиграть войну невозможно. Вот несколько примеров деятельности ОДК.
• Учебник истории. Штат Джорджия, 1954. На тему рабства: «Хозяин часто устраивал для своих рабов барбекю или пикник. Потом все танцевали. Даже когда рабы работали на хлопковых полях, они пели песни. От ритма музыки и богатства голосов работа казалось легкой».
• Рекомендации для школьных округов по тому какие учебники истории не использовать в классе, 1920. «Отказаться использовать любой учебник где 1) не освящаются конституционные гарантии прав штатов на отделение 2) солдат или офицер Конфедерации именуется бунтовщиком или предателем 3) утверждается что Юг воевал за сохранение рабства 4) хозяева рабов изображаются жестокими и несправедливыми к ним 5) прославляется Авраам Линкольн и порицается Джефферсон Дэвис
• Учебник «История Северной Каролины для юных читателей». Применялся с 1911 по 1940. «Как правило рабов хорошо кормили, прилично одевали и гуманно к ним относились. Иногда жестокий хозяин или капризная хозяйка могли сделать жизнь своих рабов трудной, то такие случаи встречались нечасто. Жестокие хозяева сталкивались с таким же осуждением общества как сейчас с ним сталкиваются люди склонные мучить животных.»
• Много лет ОДК распространяла по библиотекам и школам биографию Линкольна написанную в 1915 Оскаром Блакналлом. Блакналл сравнивал Линкольна с сатаной и Наполеоном, а про Прокламацию об освобождении рабов написал что она «выпустила четыре миллиона кровожадных дикарей против наших беззащитных женщин и детей». На мой скромный взгляд, в защите нуждались как раз жена и дочь Оскара Блакналла. Он застрелил их наповал за семейным обедом, но публиковать и распространять его опусы ОДК не перестали.
Продуктом именно такой системы образования и такой идеологии и была Маргарет Митчелл. Проблема в том что не она одна. По данным министерства образования США в южных государственных школах с 1889 по 1969 выучилось почти семьдесят миллионов человек. Семьдесят миллионов человек кормили идеологией вместо истории. Штат Миссиссиппи пришлось через суд заставлять преподавать детям историю, а не Катехезис конфедерата. Этот иск был подан в 1975. Учебник истории, который хотели использовать власти Миссиссиппи, не упоминал суды Линча. Вообще. Состоялся бесподобный диалог между свидетелем и судьей.
Судья: Так что, в Миссиссиппи суды Линча не происходили?
Свидетель: Ну это в прошлом, зачем на этом внимание заострять
Судья: У вас учебник истории или чего-то еще?
Не мудрено, что в пятидесятые и шестидесятые годы двадцатого века образованные в подобном духе люди так отстаивали сегрегацию. Это сейчас мы за голову хватаемся читая о том, как травили шестилетнюю Руби Бриджес, как девять школьников в Литл Рок отправлялись каждый день в школу как на бой, как человека убили за то что он пошел не в тот туалет, как людей избивали железными прутьями и вилами не взирая на пол и цвет кожи за то что они сели рядом в автобус. А если посмотреть чем на протяжении поколений кормили южан – ничего удивительного. А дальше уже в зависимости от человека. Маргарет Митчелл написала талантливую книгу во имя идеи, а кто-то во имя той же идеи людей убивал.
И в заключение я хочу остановиться на гендерном аспекте. Главными пропагандистками идеи проигранного но великого дела были женщины. Не только пропагандистками, но и рабочими пчелками. Именно дочери, а не сыновья Конфедерации распространяли переписанную версию истории Гражданской войны и работали над тем чтобы только она попала в головы следующим поколениям. Причем никакой политической власти до 1920-ого года у женщин не было, а глава ОДК в 1910-ые годы Милли Рутерфорд была идейной противницей суфражисток, в коем духе регулярно высказывалась. Но эти женщины озвучивали нужную власть предержащим точку зрения, были нужны – и состоящее целиком из мужчин правительство южных штатов предоставило им платформу и влияние. Здравствуй, Филлис Шалфлай. Когда я писала этот материал, я не могла не вспомнить другую женскую организацию занятую переписыванием истории от имени позорно проигравших преступников и палачей, а именно «Штилле хильфе». Там тоже во главе долгое время стояла дочь. Дочь Генриха Гиммлера.
Так что переписывание истории началось не политкорректности и не с Black Lives Matter, увы. Те кто сейчас кричат «не дадим переписать историю» отстаивают версию истории угодную Милли Рутерфорд и Объединенным Дочерям Конфедерации. Тоже позиция, ну.
1) Милли Рутерфорд
2) Агитационные материалы

Leave a Comment