На дворе 1819 год и главная модная штучка в Лондоне – калейдоскоп. Предприимчивые дельцы устанавливают большие калейдоскопы на перекрестках и берут по пенсу “за поглядеть”. Аристократы украшают роскошными версиями калейдоскопа свои гостиные. Один журнал написал что новая игрушка так отвлекает детей от реальности, что они могут войти в стену или в столб (здравствуй, ловля покемонов). Все зачарованы замысловатыми, постоянно меняющимися узорами из разноцветных стеклышек и бусинок, которые появляются с каждым поворотом трубы. “На человеческой памяти еще не было изобретения имевшего такой эффект” – писал корреспондент ежеквартального “Журнала искусств и наук” – “Всеобщая мания охватила все классы, от высших до низших, от самых ученых до самых невежественных и каждый человек не только чувствовал что в его жизни прибавилось радости, но и выражал это чувство.
“Папой” калейдоскопа был сэр Дэвид Брюстер, шотландский ученый, который запатентовал своё изобретение в 1817. Это не было ни первым его изобретением, ни последнем, но стало именно тем изобретением, которое пошло в народ. Страстью Брюстера была оптика. В 1815 он получил медаль от королевского научного общества за открытие явления при котором свет, отражённый от границы раздела диэлектриков, будет полностью поляризованным в плоскости, перпендикулярной плоскости падения. При этом преломлённый луч частично поляризуется в плоскости падения, и его поляризация достигает наибольшего значения (но не 100 %, поскольку от границы отразится лишь часть света, поляризованного перпендикулярно к плоскости падения, а оставшаяся часть войдёт в состав преломлённого луча). Угол падения, при котором отражённый луч полностью поляризован, называется углом Брюстера. При падении под углом Брюстера отражённый и преломлённый лучи взаимно перпендикулярны. Но, как и многие его современники, Брюстер интересовался не чистой наукой, а рассматривал себя как просветителя, изобретателя и даже бизнесмена.
Калейдоскоп – дитя именно этой идеологии. Пока Брюстер делал свои исследования, он обнаружил что отражающие поверхность находящиеся лицом друг к другу создают гипнотизирующие концентрические эффекты. Он решил поместить отражающие друг друга поверхности в элегантную деревянную трубу с одним непрозрачным концом и демонстрировать результаты своей работы широкой публике, тем самым сочетая просвещение с развлечением.
Брюстер тут же запатентовал свое изобретение, но это ему не помогло. Кто-то, возможно один из рабочих изготовлявших оригинальную версию, украл его идею, и калейдоскопы стали изготовлять и продавать “налево”, как правило из более дешевых материалов. Калейдоскопы понравились не только лондонцам – они были невероятно популярны по всей Европе и даже переплыли Атлантику. За первые три месяца было распродано более 200000 штук.
Рассказывает Хелен Грот, профессор университета Нового Южного Уэльса (Австралия): “В отличии от специализации науки нашего времени, в 19-ом веке была такая идея что можно научить широкую публику научным идеям посредством развлечений.” Именно так начинали свою карьеру зоотроп, диорама, панорама, микроскоп и спектроскоп. Например слово калейдоскоп сочетает слова “калос” (красивый) “эйдос” (форма) и “скоп” (видеть). На известную лондонскую Регент-стрит, где выставлялись всякие диковины, смотреть в калейдоскоп люди ходили буквально толпами.
Ходили-то конечно толпами, но сам опыт наслаждения калейдоскопом очень личный, человек остается наедине самим с собой. В гостиных богатых домов стояли навороченные калейдоскопы, где можно было менять стекла, а между стеклами вкладывать сушеные цветы, сушеных насекомых и бусины из дорогих материалов. Эстетическая сторона даже упоминается в тексте патента Брюстера: “Каким бы объект не был некрасивым или несовершенным сам по себе, когда его помещают перед диафрагмой объектива, он принимает форму математически симметричную и приятную глазу”
В более позднем описании Брюстер выражал надежду, что его изобретение поможет художникам и дизайнерам. Он создал телескопическую вариацию калейдоскопа с прозрачной линзой на конце, которая позволяла пользователю изолировать определенный объект в пространстве и разбить его на многогранники (или изолировать плоскость и разбить ее на многоугольники). Хотя калейдоскопомания сошла на нет, калейдоскоп никуда не исчез. Конечно это уже не точный научный инструмент, который Дэвид Брюстер запатентовал в 1817 году. Типичный калейдоскоп наших дней напоминает то, что Брюстер счел бы дешевой подделкой – детская игрушка из картона и цветных стеклышек (хотя существует ниша мастеров и коллекционеров, объединенных в Общество Любителей Калейдоскопов имени Дэвида Брюстера). Сохранились немногие калейдоскопы изготовленные им лично. Они хранятся в музеях, как и положено уникальным созданиям.