Посиделки с Клио

Первая леди Сара Полк как прообраз современных мизулиных

Очень интересное интервью об американской Мизулиной середины девятнадцатого века — первой леди Саре Полк.
Анна Диамонд
Мой перевод плюс в конце пять копеек
В июле 1848 сотни суфражисток собрались на съезд в Сенека Фоллс чтобы добиться для женщин права голосовать и участвовать в общественной жизни. В это время одна влиятельная женщина в Вашингтоне формировала политику страны и участвовала в управлении на самом высшем уровне. К несчастью для активисток в Сенека Фоллс, их убеждений она не разделяла.
Первая леди Сара Полк сформировала уникальное политическое партнерство со своим мужем, президентом Джеймсом Полком во время его срока с 1845 по 1849. Несмотря на то, что Полк провел в Белом доме один срок, он оставил заметный след в американской истории, главным образом связанный с войной между США и Мексикой.
Будучи президентом, Полк спрашивал у жены совета, использовал ее социальные навыки и пожинал плоды ее популярности. В своей книге “Леди в первую очередь: мир первой леди Сары Полк” профессор истории Эмми Гринберг из университета Penn State утверждает что ни у одной современницы Сары Полк не было столько власти.
Религиозная и консервативная, Сара Полк не поддерживала кампанию суфражисток: она и так была в полном шоколаде. Будучи белой, богатой, бездетной и образованной, она сумела стать первой в открытую участвующей в политике первой леди в то время, когда женщины из общественной жизни всячески выдавливались. Конечно есть доля иронии в том, что первая политически активная первая считала что женщины должны подчиняться мужчинам, владела рабами и поддерживала рабовладельческую Конфедерацию. Пишет Эмми Гринберг: “(Сара Полк) сформировала модель политического активизма для женщины консервативных убеждений, которая продолжает работать через сто лет после ее смерти. Филис Шалфлай, Нэнси Рейган и Иванка Трамп – политические наследницы миссис Полк”. Сотрудницы редакции Smithsonian задала Эмми Гринберг несколько вопросов.
Вопрос: Сара Полк была самой влиятельной женщиной в США в середине девятнадцатого века. Как ей удалось добиться этой власти и в чем она выражалась?
Ответ: Она была классической шеей, которая вертела головой. Мы привыкли думать что в те времена женщины не были субъектами политики, а лишь ее объектами. Она получила власть будучи исключением из правила, причем сама верила в это правило – что политика это для мужчин, а не для женщин.
Что еще очень важно – муж ее участие в политике активно поддерживал и поощрял. Возможно всё началось с его подачи. С самого начала отношений им было ясно что детей у них не будет (Джеймс Полк в молодости перенес неудачную операцию на уретре, которая лишила его возможности иметь детей). Может быть он сказал ей: “Зачем тебе сидеть дома и скучать? Сопровождай меня лучше в поездках. Читай газеты и рассказывай мне то, что ты думаешь”. Может он действительно не хотел чтобы она скучала, а может быть счел что она будет ему полезной.
Вопрос: Как выглядело ее партнерство с мужем?
Президент Полк был в личным общении человеком весьма неприятным. С самого начало его карьеры коллеги-политики поняли что куда проще и эффективнее общаться с Джеймсом через Сару. Я нашла документы где написано, что высокопоставленные визитеры в Белый дом специально подгадывали время своего визита чтобы поговорить именно с ней.
Часто в письмах адресованных Джеймсу встречаются слова “если миссис Полк это читает, передайте ей то-то и то-то”
Кроме того, президент Полк много болел. Часто она принимала гостей без него. Жена стала для Джеймса Полка незаменимым и необходимым человеком, именно благодаря ей он сумел провернуть столько дел за один срок, хотя большинство людей на политическом Олимпе ему не доверяло и откровенно его недолюбливало. Он не смог бы так успешно руководить войной с Мексикой если бы она не лоббировала и не умасливала людей в его интересах.
Вопрос: почему она была так популярна среди простого народа?
Ответ: В Белом доме не было всенародно любимой первой леди со времен Долли Мэдисон (1809-1817). Частью публичного имиджа Сары Полк была истовая набожность. Она следила за тем, чтобы а газетах появлялись заметки об ее бережливости и соблюдении седьмого дня. Огромные суммы на наряды в газеты, разумеется, не попадали.
Вопрос: как ей удавалось передвигаться из женской сферы в мужскую и обратно?
Ответ: Она никогда не представляла свои взгляды и мнения как лично свои. Она всегда говорила только от имени мужа. Она смогла добиться власти и пользоваться ею с помощью таких фраз “Мистер Полк считает так-то и так-то” или “Мистер Полк хотел бы видеть такой-то прогресс в этом вопросе”. Она хорошо усвоила что привилегированному положению мужчин нельзя прямо угрожать и делала всё, чтобы никто лично ее как угрозу этому положению не воспринимал. Так она работала внутри системы. Она никогда никому прямо не возражала и ни на чем не настаивала.
Вопрос: хотя сама Сара добилась политического влияния, она не поддерживала таких возможностей для других женщин? Почему нет?
Ответ: я думаю можно сказать, что она не поддерживала право голоса для женщин потому что лично ей оно было не нужно. У нее и так всё было хорошо. Конечно подобное лицемерие ее чисто по человечески не украшает.
Или, если вы не хотите обвинять ее в лицемерии, есть такая теория. Она жила в обществе где социальная иерархия поддерживалась церковью, а как жить вне церкви тогда себе никто не представлял. Ее научили, что в Библии написано что жены должны подчиняться мужьям, а цветные белым. (Каждый свое в Библии читает. Из русского перевода “Хижины дяди Тома” вырезали совершенно прекрасную фразу, которая не потускнела и сейчас, полтора столетия спустя. “Джон, я ничего не понимаю в вашей политике, но я умею читать Библию, а там написано, что я обязана кормить голодных, одевать нагих и помогать преследуемым. И этой Библии я намерена следовать”.)
(…)
Вопрос: Джеймс и Сара Полк владели десятками рабов. Вы можете нам сказать об этом пару слов?
Ответ: Когда Джеймс проводил свою избирательную кампанию, он должен был учитывать мнение большинства американцев, которые к тому времени уже поняли что рабство система далекая от идеала. Он говорил всем что никогда не покупал и не продавал рабов. В той степени в которой это было правдой, это было правдой благодаря Саре. Когда она вышла замуж за Джеймса, она настояла что те рабы которых она получила в приданое от своего отца поедут на новое местожительство с семьями и никто из них не будет продан.
Отношения Сары и ее одушевленной собственности можно назвать патерналистическими. Она искренне хотела чтобы о ней думали как о доброй хозяйке. После смерти мужа в 1849 она унаследовала от него хлопковую плантацию и сама ей управляла. И вот тут Саре Полк пришлось узнать насколько идеалы далеки от реальности. Рабов пришлось продавать, а прямо накануне Гражданской войны Сара продала свою долю в плантации и все рабы на тот момент там находившиеся перешли к другому владельцу.
Вопрос: когда началась Гражданская война, Сара была вдовой и жила в Теннеси. Какова ее роль в конфликте?
Ответ: Всю войну она провела в Нэшвилле, не желая уезжать от могилы мужа. (Войска северян заняли Нэшвилль через полгода после начала войны и всю оставшуюся войну прочно там стояли).
Сара Полк сумела убедить генералов федеральных войск в том что она нейтральна и что ей положено особое отношение потому что она первая леди, хоть и бывшая. Были генералы, которые не верили в ее нейтралитет и у них были на то веские причины. Ей разрешают беспрепятственно продавать хлопок, что было запрещено населению оккупированных территорий. Пользуясь таким особым отношением, Сара Полк прячет у себя дома ценные бумаги и вещи бежавших от оккупации конфедератов, собирает деньги на нужды военнопленных южан и бомбардирует Вашингтон письмами с просьбами отпустить из плена таких-то лиц.
Вопрос: Как бы вы описали влияние Сары Полк в наши дни?
Ответ: В наши дни мы наблюдаем как женщины из правых, консервативных кругов следуют примеру Сары Полк в том, что изображают для мужчин почтение и обожание и тем самым получают власть и возможность ее использовать. Она была первой кто использовала свои привилегии чтобы добиться возможностей, в которых другим женщинам с легкостью отказывала и нигде ей не жало.
* * *
В американской феминистской литературе женщин использующих стратегию Сары Полк называют Queen Bee – пчелиная матка. Для ведущих себя подобным образом евреек Летти Коттин Погребин придумала термин “тетя Това”, по аналогии с дядей Томом. Их возможности держатся только на том, что у большинства других женщин возможностей нет. Разумеется, “пчелиные матки” заинтересованы в сохранении такого положения и не устают поучать других женщин как надо жить #паприроде и как феминистки неправы. Некоторые сколотили себе на этом нехилые состояния, как Хелен Анделин, Лора Шлезингер и Ольга Валяева, и приобрели настоящую политическую власть, как Филис Шалфлай и Елена Мизулина. Разоблачить их лицемерие совсем не трудно и фемпросвету есть куда работать в этом направлении.
На чисто личном уровне, сентенции о том, что женщине надо быть шеей и вертеть головой (мужчиной) и что без манипуляций с мужчинам нельзя всегда вызывали у меня неподдельный ужас. Да не буду я никем манипулировать, мне мои моральные и этические принципы этого не позволяют. Понятно, что в отношениях с врагом, от которого ты ждешь зла, любые средства хороши чтобы защитить себя. Но если мужчины это такие враги, с которыми нельзя честно и откровенно говорить словами через рот, какого черта от меня все ждут что я пущу врага в свою жизнь, свою душу и свою постель?

Leave a Comment