Посиделки с Клио

Рассказ про ХИАС

Гур Альруи, из журнала «Сгула», перевод меня
Между 1881 и 1914 из восточной Европы в США эмигрировало два миллиона евреев. Их путь в «голдене Медине» был долгим и трудным, а по его завершению предстояло последнее испытание – пройти иммиграционный контроль. Сначала иммигрантов досматривали и оформляли в Бэттери-парке, на самом юге острова Манхэттен, недалеко от пристани. Там огородили территорию и поставили армейские палатки. Но иммигрантов стало так много, что этого стало не хватать и 1 января 1892 открылся центр приема на Эллис Айленд. Там было преимущество что это остров и уже не было возможности перемахнуть через заграждение и раствориться на нью-йоркских улицах.
Иммигранты стояли в длинных очередях к клеркам, которые записывали их имена, возраст, профессии, семейное положение, откуда прибыли, куда направляются, рост и состояние здоровья. С 1889 добавили категорию «национальность».
На этой стадии разворачивали примерно два процента иммигрантов. Слов нет передать какие дилеммы вставали перед людьми – возвращаться всей семьей или разлучаться мужу с женой, а родителям с детьми. Оставив свои вещи в общем зале, иммигранты поднимались на второй этаж и снова стояли в очередях – мужчины и мальчики к мужчинам врачам, женщины и девочки – к женщинам-врачам. Мужчины проходили более полный осмотр, а женщин осматривали только на наличие инфекционных болезней.
В том же году что станция приема иммигрантов на Эллис Айленде, открылось общество помощи евреям-иммигрантам в Манхэттене. Оно пару раз меняло название и в 1909 получило свое нынешнее название – ХИАС (Hebrew Immigrant Aid Society). Одним из первых проектов общества стал корпус добровольцев на Эллис Айленде которые служили связующим звеном между говорящими на идиш иммигрантами и работниками иммиграционной службы. Они носили характерные голубые фуражки с вышитым названием организации. Они объясняли иммигрантам что происходит и чего ждать, переводили, следили чтобы рубли, марки и кроны по правильному курсу обменивали на доллары и давали юридические консультации тем у кого возникали трудности. ХИАС искал американских родственников и выпускал газету Jewish Immigrant на двух языках, идише и английском. Она распространялась как в США, так и в Европе. Душой это компании стал Александр Гаркави, уроженец Минской губернии, составитель первых идиш-английских словарей. Он работал на Эллис Айленде с 1904 по 1909. В 1906 Хиас послал его в трехмесячную командировку в Европу составлять отчет в каких условиях живут иммигранты в европейских портах. Благодаря ему и другим представителям ХИАСа, немецкое пароходство Хапаг (много трансатлантических пароходов выходило из Гамбурга) начало публиковать свои правила на идиш и предлагать на некоторых рейсах кошерную еду.
Только в 1912 году 150000 человек посетили информационное бюро ХИАСа в Нью-Йорке. В этом же году более 15000 человек получили финансовую помощь и более четырех тысяч детей прошли через хиасовские образовательные программы и летние лагеря. Во время первой мировой войны ХИАС расширил свою деятельность за пределы США. Огромное количество евреев оказалось на постоянно меняющейся линии фронта. Американские евреи потеряли связь с родственниками в Европе и страшно за них волновались. Сотни писем с просьбами отыскать родственников застрявших в воюющей Европе хранится в хиасовских архивах.
Во время первой мировой войны в Америку приехало примерно 60000 евреев, что составляло одну шестую всех иммигрантов за этот период. Некоторые приезжали на западное побережье из японского порта Йокогама. Эти евреи были частью общей волны беженцев от большевистской революции через Сибирь и Дальний Восток. В большинстве своем уже частично ограбленные большевиками и абсолютно непривычные к условиям Дальнего Востока, эти евреи отчаянно нуждались в помощи и ХИАС пришел им на помощь. Еврейская иммиграция через Дальний Восток постепенно сошла на нет после окончания первой мировой и открытием европейских портов. В 1920 ХИАС закрыл свое бюро в Йокогаме за ненадобностью.
Иммиграция между двумя мировыми войнами во многом отличалась от довоенной. На развалинах империй – Российской, Австро-Венгерской, Оттоманской – были созданы новые национальные государства. Определение кому разрешить иммигрировать кому нет стало задачей консульских работников в столицах этих новых государств. США приняли ряд законов, которые ограничивали иммиграцию системой квот, то есть въехать могли лишь X процентов от общего числа людей национальности Y уже проживающих в США. Но люди продолжали стучаться в двери, продолжали хотеть уехать из Европы в Америку и везде где они были – был представители ХИАСа.
Во время второй мировой войны ХИАС действовал в нейтральных европейских странах (Испания, Португалия, Швейцария, Швеция) и лоббировал увеличение иммиграционных квот, впрочем без особого успеха. После войны представители ХИАС появились во всех лагерях перемещенных лиц где жили евреи. В конце сороковых-начале пятидесятых ХИАС построил в Израиле 135 центров абсорбции на восемь тысяч мест и брал в аренду самолеты чтобы перегнать их в Израиль и задействовать в переброске олим из арабских стран. В 1956 году ХИАС помогал евреям бежать из Венгрии где советские войска подавили народное восстание и из Египта, где евреи стали персонами нон грата после Синайской кампании. В 1959 ХИАС открыл бюро в Майами чтобы помогать еврейским беженцам с кастровской Кубы. В шестидесятых – спасали евреев из Алжира и Ливии и договаривались со вменяемым королем Марокко Хасаном о вывозе марокканских евреев. В 1968, напуганные антисемитской риторикой Владислава Гомулки, 15000 евреев покинули Польшу и им ХИАС тоже помогал. В 1975, после падения Сайгона, Госдепартамент обратился к ХИАСу с просьбой помочь расселить и обустроить вьетнамцев, камбоджийцев и лаосцев. В этом году ХИАС нашел постоянный дом для 3600 беженцев в 38 штатах. За свою работу ХИАС получил благодарственное письмо от президента Форда и продолжали помогать беженцам от вьетнамской войны до 1979.
Нынче, за неимением еврейских беженцев, ХИАС помогает неевреям, однако не всем это нравится. В синагоге Эц Хаим города Питсбурга (Пенсильвания) 27 октября 2018 должна была состояться конференция по проблеме беженцев, которую спонсировал ХИАС. Крайне правый расист Роберт Грегори Бауэрс отправился туда и застрелил одиннадцать человек – Джойс Флеминг, Ричарда Готфрида, Розу Малингер, Джерри Рабиновича, супружескую чету Розенталь (Давида и Сесиль), супружескую чету Симон (Сильвана и Бернис), Даниэля Штейна, Мелвина Вакса и Ирвинга Янгера. За несколько часов до бойни он написал в соцсетях: «ХИАС привозит нам чужаков чтобы убивать наших людей».
Сегодня ХИАС работает в 12 странах на пяти континентах. На сайте организации такой девиз: «Раньше мы помогали беженцам потому что они евреи. Теперь мы помогаем беженцам потому что мы евреи».
отрывок из культового фильма “Крестный отец”, как маленький Вито Андолини, будущи Дон Корлеоне, приезжает в Америку. Прекрасно передана атмосфера парохода с иммигрантами и Эллис Айленда. Русский дубляж там есть, но не особо даже нужен, главное — видеоряд и прекрасная музыка композитора Нино Роты.

Leave a Comment