«Кто из нас, врачей, не может поделиться историями о том как невежественны люди в базовых гигиенических вопрсах, особенно с учетом того что жить им приходится в непривычном для них климате? Если кто-то сомневается, посмотрите вокруг – грязь, помойки, мало деревьев. И не надо кивать на наших арабских соседей, мы не их стандартами живем. Мы здесь чтобы принести цивилизацию не только самим себе, но и на весь отсталый восток, который должен приучиться к чистой здоровой жизни» — доктор Ашер Гольдштейн, Хаарец, 1935.
В период с 1920 по 1948 евреи Палестины построили многие институты своего будущего государства. Это касалось всех сфер жизни, включая здравоохранение. Здесь ишув пользовался почти полной автономией и карт-бланш от британских мандатных властей. Это было общей для всех колоний политикой – делегировать здравоохранение, образование и социальные вопросы местным, если местные выражали такое желание и были готовы. Благодаря притоку из Европы денег и квалифицированных кадров евреи создали всестороннюю и общедоступную систему здравоохранения для своих. А вот для арабов англичанам пришлось создавать свою систему. У самих арабов не хватало ни денег, ни обученных людей, ни заинтересованности в проекте руководства общиной. (Там были слишком заняты борьбой с сионизмом – бухтение переводчика).
Основами еврейской системы здравоохранения в тот период был проект Хадасса, основанной американской женской сионистской организацией «Хадасса» в 1921 и больничные кассы «купот холим» — их возникло сразу несколько в начале 1910-ых. Под руководством этих организацией была предпринята массовая образовательная кампания с целью донести правильные идеи о здоровье и гигиене до каждого жителя ишува. Это достигалось разными способами. Публиковались статьи и колонки в журналах и газетах, выпускались справочники, проводились выставки, лекции, «недели здоровья» и прочие просветительские мероприятиях. Медсестры вели профилактическую и образовательную работу для детей и матерей в школах и детских поликлиниках сети «Типат Халав». С помощью всего этого идеи о гигиене и здоровье проникали в каждый еврейский дом.
Сегодня мы в основном ассоциируем понятие «гигиена» с чистотой тела. Но до середины двадцатого века это понятие включало в себя гораздо более обширный набор технологий, знаний и практик. За этим стояла идея что «рациональный» и «научный» подход к управлению ежедневным поведением поможет сохранить и укрепить здоровье. С этой точки зрения оценивалось буквально всё – как человек ест, спит, одевается, моется, работает, отдыхает и т.д. Многие из этих рекомендаций мы сегодня относим не к области здоровья, а к области хороших манер и цивилизованного поведения, например не разговаривать с набитым ртом. (А когда-то это не одобрялось с точки зрения что ухудшает пищеварение).
Везде гигиена напрямую увязывалась с прогрессом и потому была частью проектов по модернизации в США, в Европе и в колониях. Везде определители повестки рассматривали общественное здравоохранение как инструмент с помощью которого можно цивилизовать и контролировать подвластное население. Хотя в сионистском «гигиеническом» нарративе это тоже есть, в основном он был направлен на еврейское население и в основном (по крайне мере в мандатный период) на ашкеназов. Стояла задача научить иммигрантов из Европы жить в непривычном для них климате с непривычными для них болезнями.
Объем просветительской медицинской литературы написанной в подмандатной Палестине просто поражает. Со временем сменились главные темы. Если в двадцатые упор делался на предотвращение инфекционных заболеваний, то в тридцатые начали активно писать про закаливание, правильную диету и физическую подготовку. Авторами были в основном врачи-репатрианты. Если они писали на языках стран исхода, всегда находилось кому перевести на иврит. Некоторые – такие как Мордехай Брахиягу, Ашер Гольдштейн и Йосеф Меир – были из восточной Европы, учились в хедерах и йешивах, а потом поехали в немецкоязычные университеты учить медицину и там восприняли немецко-еврейский взгляд на ост-юден – что их нужно учить жить цивилизованно. Из всего этого корпуса просветительской литературы ясно что чем дальше, тем больше гигиена и здоровье увязывались в узел со строительством нации и созданием нового еврея, оставившего галут с его вечной униженностью, нищетой и болезнями. Даже физически этот еврей должен был на своей земле переродиться, стать другим.
Многие врачи считали что в изгнании евреи болеют от того потому что потеряли связь с природой, потому что им не давали обрабатывать землю и заперли в городских трущобных гетто. (Когда Януш Корчак начинал свою карьеру вожатым в «туберкулезной колонии», то есть летнем лагере где перенесшие туберкулез дети могли поправить здоровье, он постоянно встречал детей которые не знали что яблоки растут на деревьях, не знали что такое корова, ни разу не видели бабочки. Ваша покорная слуга работала в таком же лагере, только не туберкулез, а ВИЧ и дети там были тоже трущобные, из таких трущоб что Гарлем это образец цивилизации. Восьми-девятилеткам приходилось показывать божью коровку и лягушку. Лягушку они видели только по телевизору в виде Кермита в «Улице Сезам»). Например в книге «Торат ха бриют» (Теория здоровья) доктор Ашер Гольдштейн выражал надежду что евреи распробуют все богатство овощей и фруктов Эрец Исраэль, а то же в галуте ели только мучное, по праздником разбавляемое мясом и рыбой. В статье в Хаарец в 1937 доктор Гордин увязал с сионизмом, не смейтесь, уборку квартиры: «В Эрец Исраэль мы чище чем в странах исхода убираем квартиры потому что яркое солнце заглядывает во все углы и не дает грязи там спрятаться».
Авторитеты регулярно напоминали своим читателям что вести себя гигиенично это вести себя цивилизованно. Доктор Бено Грюнфельдер в инструкции новым матерям: «Кормите своего ребенка грудью по часам. Таким образом вы приучите его к пунктуальности и заложите основы цивилизованного поведения» (Йеки, ить его за ногу). Из буклета «Ораот бе гигиена ле олим» (Инструкции по гигиене для репатриантов): «Избегайте неэстетичной и нецивилизованной привычки лежать на кровати в рабочей одежде и грязной обуви». Европа, Америка и вообще коллективный Запад представал в этих текстах как нечто гомогенное и гигиенически образцовое. В 1929, о Тель-Авиве: «К нам приедут десятки тысяч туристов из Европы и Америки, где чистота и гигиена являются второй натурой – и как мы будем выглядеть?».
Если гигиена ассоциировалось с цивилизацией и западом, то восток ассоциировался с грязью и отсталостью. Однако так было не везде. Сионисты взяли себе за золотой век период до первого года новой эры – когда евреи жили на своей земле и имели длинные периоды политической независимости. Древним евреям тут же приписали отменное здоровье и авангардные понятия о телесной гигиене и близости к природе.
Из всего этого многообразия выкристаллизовался нарратив: чистота, гигиена, научный и рациональный подход к здоровью помогут нам построить нового человека, новые люди построят новое общество, а там и до нового государства рукой подать.