Посиделки с Клио

Поезд, связавший империю

Самуэль Торп
На одной черно-белой фотографии поезд пересекает мост сложенный в виде низкой арки. Этот мост словно мираж в пустыне, кажется что он появился из ниоткуда и ведет в никуда. На другой фоторгафии рабочие позируют на фоне только что проложенных рельсов. Третья фотогафия снята из движущегося поезда. На ней уходящие в даль рельсы огибают скалу в пустыне.
Это фотографии из уникального альбома хранящегося в Национальной Библотеке Израиля. В нем 67 фотографий сделанных человеком по имени Карл Лоренц Аулер в 1907 году. Темя фотографий – строительство Хиджазской железной дороги между Дамаском и регионом Хиджаз в нынешней Саудовской Аравии, где стоят города Мекка и Медина. Также предусматривалась боковая ветка от Дамаска до Хайфы. Строили дорогу восемь лет, с 1900 по 1908 годы.
Каждый мусульманин обязан минимум раз в жизни совершить паломничество в Мекку, при условии что здоровье ему позволяет. Для пророка Мухаммеда его единственный хадж принял форму поездки из Медины в Мекку, часть пути на верблюде, часть пешком. Но по мере того как владения ислама росли, такие путешествия становились все более долгими и опасными. Паломников подстерегали болезни, банальная усталость, а так же разбойники которым было все равно что люди идут по святому делу.
Чтобы хоть как-то уменьшить эти опасности в средние века паломники путешествовали в больших организованных караванах с охраной, по заранее известным маршрутам. Самым лучшим было присоединиться к каравану уходящему из какого-нибудь крупного города, например Каира, Дамаска или Багдада. В девятнадцатом веке начали ходить пароходы и это очень облегчило жизнь мусульманам из нынешних Индии-Пакистана-Бангладеш, но и породило новую проблему. В 1863 паломник из Индии привез в Мекку холеру и началась глобальная эпидемия. Везде куда могли дотянуться европейские колонизаторы, они устанавливали карантины и это очень осложнило процесс хаджа.
Целью строительства Хиджазской железной дороги было обойти эти карантины и в общем порядке показать фигу европейским колониалистам. К началу двадцатого века от оттоманских владений на Балканах остались лишь воспоминания о былом величии. Великобритания, Франция и Россия спали и видели как распространить свое влияние на владения султана Абдулхамида II. Железные дороги в империи уже строили, но это делалось на деньги европейских инвесторов. Хиджазская железная дорога в корне отличалась. Никто не ждал от нее никаких особых прибылей, регулярно движение по ней было лишь в сезон хаджа. Однако дивиденты были, просто не денежные, а политические и религиозные. Проект финансировался исключительно на мусульманские деньги, на святое дело собирали по всему миру. Абдулхамид II сделал всё чтобы его знали как единственного в мире независимого мусульманского владыку противостоящего европейской экспансии. Пропагандистская машина работала вовсю. Кроме цели облегчить паломникам хадж, ставилась и другая цель – сделать возможной быструю переброску войск по пустыне, противостоять европейцам и местной знати, вздумай она поднять мятеж.
Абдулхамид II мог сколько угодно надувать щеки какой он лидер мусульманского мира, независимый и самостоятельный, но в Турции не было своих инженеров, не было хоть сколько-то технически обученных людей. Поэтому Хиджазскую железную дорогу проектировали и строили немцы. Из всех европейских держав султан предпочитал иметь дело именно с кайзеровской Германией.
Пехотный генерал Карл Аулер был командирован в Стамбул на должность военного советника. Султан дал ему звание генерал-майора и в официальных документах Аулер назывался «Аулер-паша». Аулер оставил подробные отчеты о ходе строительства и исследования местной географии и этнографии. Чего там только нет – топография, местная флора и фауна (включая термитов которые ели деревянные шпалы), трудности с подвозом топлива и воды и реакция местных жителей. Все это проиллюстрировано фотографиями снятыми самим Аулером.
Как же эти фотографии оказались в Национальной библиотеке Израиля? О Карле Аулере известно что он служил в немецкой армии в первую мировую (было ему уже шестьдесят лет), а потом ушел на покой в город Ульм, где в 1930-ом году скончался. Что он сделал с фотографиями никто не знает, но каким-то образом они оказадись во владении Готольда Вейля, известного немецкого исследователя ислама и Оттоманской империи. По происхождению Вейль был евреем. Он преподавал в университетах Берлина и Франкфурта, а в 1934 понял чем пахнет и эмигрировал в Палестину. Альбом Карла Аулера он привез с собой.

Leave a Comment