Посиделки с Клио

Смерти спасшие тысячи жизней

Кейт Мур
Сокращенный перевод и пять копеек внизу: я
10 апреля 1917 года восемнадцатилетняя Грейс Фраер поступила на работу в United States Radium Corporation (USRC) ¬¬¬¬¬в городе Оранж, штат Нью-Джерси. Ее обязанности состояли в следующем: красить циферблаты на приборах для военных нужд. За четыре дня до этого США вступили в первую мировую войну. Два брата Грейс завербовались в армию, а она — на завод. Она еще не знала, что эта работа навсегда изменит ее жизнь и общественное понятие о том, что такое техника безопасности на производстве.
Светящиеся во тьме
Когда была объявлена война, сотни девушек из низших классов пришли работать на заводы красить циферблаты краской, в которую входил радий — тот самый, который за двадцать лет до этого открыла Мария Кюри. Покраска циферблатов считалась элитной работой. За это платили втрое больше обычной зарплаты и те девушки, которым удавалось попасть на такую работу зарабатывали больше чем 95% женского населения страны. Это было время, когда для женщин открылось небывалое число возможностей, а лишние деньги еще никому мешали. Многим еще не было восемнадцати. У них были маленькие руки идеально подходящие для точной мелкомоторной работы. Часто девушка, которой удалось устроиться, приводила на завод сестер и подруг.
Радий имел свойство светиться в темноте. Именно потому его и применяли для окраски циферблатов. Вскоре работницы тоже начали светиться, особенно к концу смены. Многие одевали на работу свое лучшее платье чтобы оно потом светилось на танцполе и проводили кисточкой по зубам чтобы получить сияющую в прямом смыслу улыбку.
Грейс и ее коллеги послушно следовали технике, которой их обучили. Некоторые циферблаты были диаметром не больше 3.5 сантиметров. Девушек учили держать кисть в зубах и помогать руками чтобы не промахнуться и сделать прорисовку максимально точно.
Правда и ложь
Девушки конечно спрашивали не является ли радий опасным. И им конечно отвечали что опасаться нечего. Но это было ложью. Светящийся во тьме элемент имел зловещую репутацию чуть ли ни со времени когда был открыт. Сама Мария Кюри получила от него ожоги. Люди умирали от отравления радием еще до того как первая художница по циферблатам взяла в руки свою кисточку. Мужчины работали с радием в свинцовых передниках и не брали его руками — только щипцами с наконечниками из слоновой кости. Но девушкам-работницам такой защиты не предоставили и даже не предупредили что она им понадобится.
Это было потому что тогда считалось что микродозы радия (такие, с которым девушки работали) полезны для здоровья. Люди пили воду с радием в качестве тоника. Можно было купить продукты, косметику и зубную пасту с добавкой радия. Газеты рекламировали его в качестве живительного эликсира. Но исследования проводились на деньги тех самых компаний, которые сказочно разбогатели на использовании радия в своем производстве.
Первая смерть
В 1922 одна из коллег Грейс, Молли Маггия, заболела. Она не знала что с ней происходит. Сначала заболел зуб. Врач его вытащил, но рядом заболел следующей. Пришлось вытащить и его. На месте вытащенных зубов на челюсти образовались истекающие гноем язвы, изо рта соответствующе пахло. Болели ноги, да такой степени что Молли слегла. Врач решил что это ревматизм.
К маю Молли была в отчаянии. К этому времени она потеряла почти все зубы и опухоль расползлась по всей нижней челюсти, перешла на небо и даже на уши. Стоило дантисту осторожно притронутся к ее нижней челюсти, как кость буквально сломалась у него под пальцами. Сломанный фрагмент кости он с легкостью вытащил. Через несколько дней вся остальная челюсть последовала туда же.
Молли буквально распадалась на части. И она не была одинока. К тому времени Грейс Фраер страдала от болей в челюсти и ногах. То же самое происходило и с другими девушками работавшими на USRC.
12 сентября 1922 инфекция, которой весь год страдали Молли Маггия, перешла ей на горло. В пять чесов вечера Молли буквально захлебнулась кровью. Она умерла в возрасте 24 лет. Никто из врачей не знал что вызвало болезнь, поэтому в свидетельстве о смерти написали “сифилис”. Потом компания использует это против Молли в суде.
Одна за одной сходили в могилу бывшие коллеги, все молодые девушки.
USRC почти два года отрицала всякую связь между смертями работниц и краской с радием. Независимая комиссия расследования не была назначена до 1925-ого года, когда умер от отравления радием первый работник-мужчина.
Открытие доктора Мартленда
В 1925 году доктор Гаррисон Мартленд придумал тест, который раз и навсегда связал причину — радий и следствие — жуткие симптомы у девушек работниц USRC. Уже в 1901 году было известно, что большие количества радия вредны даже если находятся вне тела человека. Если в комнате было больше одного килограмма радия, Пьер Кюри туда не заходил и персоналу не разрешал. Мартленд понял, что куда меньше количества радия приносят куда больший вред попав внутрь человеческого тела. Радий попавший в тела девушек продолжал излучать радиацию. Это излучение просверливало в костях несчастных тысячи микроотверстий превращая их в подобие пчелиных сот. У Грейс Фраер “осыпался” позвоночник и ей пришлось носить металлическую распорку. У другой девушки исчезла нижняя челюсть. Ноги девушек становились короче и ломались на ровном месте.
Кости начинали светиться от отложившегося в них радия. Иногда ночью женщина видела, что ее отражение в зеркале излучает слабый зеленоватый свет — предвестник неминуемой смерти.
Борьба
Лобби промышленников использующих радий пытались дискредитировать Мартленда и его работу, но не учли отвагу и целеустремленность своих работниц. Грейс Фраер говорила что если он не добьются справедливости для самих себя, то хотя бы добьются ее для девушек, который придут на завод после. Огромных трудов стоило найти адвоката. Адвокаты не верили Грейс, боялись всесильных корпораций или разводили руками — закончился срок давности для подачи подобных исков. В то время отравление радием не считалось болезнью за которую работодатель обязан платить компенсацию. Чтобы подать успешный иск за отравление на рабочем месте, это надо было делать в течении двух лет после оставления места работы. Все этот срок уже пропустили. Но Грейс не даром была дочерью профсоюзного активиста. Она решила добиться справедливости перед собственной смертью и положила на это все ресурсы, которые у нее были.
В 1927 году молодой амбициозный адвокат Реймонд Берри взял дело Грейс и ее четырех сослуживиц. Жить истицам осталось не более полугода, а ответчик с помощью всяких процессуальных ухищрений тянул время. Пришлось согласиться на внесудебное урегулирование. Однако Грейс добилась главного. Дело широко освещалось в прессе и о нем заговорили по всей стране.
В Оттаве (штат Иллинойс) художница по циферблатам Кэтрин Вольф читала статье о деле USRC с нарастающим ужасом. Вскоре стали умирать работницы иллинойсской компании “Радиум Диал”, а руководство компании на голубом глазу все отрицало. Дошло до того, что они крали из морга трупы умерших работниц.
Если девушки не умирали от кровотечения из горла убившего Молли Маггия, то их ждали еще более страшные вещи — саркомы, опухоли на костях по всему телу. Так Ирен ЛаПорте умерла от тазовой опухоли размером с два футбольных мяча.
В 1938 году Кэтрин Вольф (в замужестве Донахью) слегла с опухолью на бедре размером с грейпфрут. Так же как Молли Маггия, она потеряла все зубы и была вынуждена периодически доставать куски нижней челюсти у себя изо рта. Кэтрин все время приходилось ходить с платком у рта чтобы впитывался гной. У нее на глазах умирали подруги и коллеги и это укрепило ее решимость.
Когда Кэтрин подала в суд, была уже середина тридцатых. Америка переживала Великую Депрессию. От Кэтрин и ее подруг отвернулся весь город когда они подали в суд на одну из немногих компаний, которая еще давала людям работу. Она давала показания буквально с больничной койки, уже умирая, а помогал ей адвокат Леонард Гроссман, бесплатно. Так Кэтрин Вольф-Донахью докончила то, что начала Грейс Фрайер и добилась справедливости.
Это стало одним из первых прецедентов огласивших то, что работодатель несет ответственность за здоровье работника. Были пересмотрены правила безопасности на производстве и основано Управление по охране труда (OSHA). До основания OSHA на рабочем месте погибало ежегодно 14000 человек. Сейчас показатель вертится вокруг четырех с половиной тысяч.
Период распада радия — тысяча шестьсот лет. Radium girls еще долго будут светиться под землей.
1) Художницы по циферблатам за работой
2) Кэтрин Вольф дает показания
3) Грейс Фраер
* * *
Мои пять копеек: картинка к пропаганде “давайте защищать женщин от работы на вредном производстве”. Когда понадобились работники для ювелирной мелкомоторной работы, когда понадобились рабочие руки с чувствительными гибкими пальцами и верткой кистью, никто не был против нанимать женщин. Именно этим женщинам нужна была даже не защита, а информация, право решать хотят ли они рисковать своим здоровьем. Никто им этого не предоставил. Так что “защищают” женщин не от вредных производств, а от возможности карьерного роста и хороших зарплат. Интересно зачем?
* * *
Совсем оффтоп, просто вспомнила про руки. Меня обучала на пианино милейшая Лада Константиновна. Она имела обыкновение восклицать “Какие руки! Идеальные руки для инструмента!”. При этом в воздухе повисало “А вот на ухо стадо медведей наступило…”. И ведь была права. Оно действительно именно туда наступило.

Leave a Comment