Посиделки с Клио

Антисемитизм и антисионизм в Левой партии Германии

Себастьян Войт, кафедра еврейской истории и культуры лейпцигского университета.
(в скобках мои примечания и после трех звездочек цитаты из меня же)
Предисловие
Эта статья делает попытку анализа антисемитского антисионизма в радикально левых кругах Германии, особенно в партии которая так и называется – Левая партия, Ди Линке. В последние годы звезда Ди Линке на немецком политическом небосклоне неуклонно восходила. Партия была сформирована в 2007 в результате слияния того что осталось от компартии ГДР и Альтернативного Выбора Социальной Справедливости, группы социал-демократов и профсоюзных деятелей которые откололись от более умеренной Социал-Демократической Партии Германии. Идеология Ди Линке пока еще не сформирована в единый документ и представляет из себя сборную солянку из различных подвидов левой идеологии от ортодоксальных сталинистов до умеренных социал-демократов. Но одно можно с уверенностью сказать. Ди Линке это весомый игрок в немецкой политике и имеет сильное влияние на европейских левых в целом. Во время последних парламентских выборов в Германии в 2009 (статья написана в 2013) они получили 12% голосов избирателей и стали четвертой по величине партией в Бундестаге. Несколько членов Ди Линке являются евродепутатами. Это самая большая и влиятельная партия в Лиге европейских левых. На выборах в законодательные собрания немецких земель кандидаты от Ди Линке выбрались в тринадцать собраний из шестнадцати, а в двух (включая Берлин) заседают в правящей коалиции. (С тех пор цифры изменились. На последних выборах Ди Линке получила лишь 4.5% голосов и сейчас представлена в девяти из шестнадцати местных парламентов).
Обзор того что происходило с немецкими левыми после объединения двух Германий; возникновение произраильских левых
С недавнего времени в немецком «левом лагере» возникло небольшое, но организованное течение которое начало громко критиковать антисемитизм (включая антисионизм) и рассматривать такую критику как необходимый элемент прогрессивного мировоззрения. Этот взгляд включает в себя поддержку Израиля, что идет вразрез с мейнстримной позицией европейских левых.
Такой критический взгляд на собственную идеологию у части немецких левых не возник на пустом месте. Многие рассматривали объединение двух Германий как, ни много ни мало, пересмотр итогов второй мировой. После объединения немецкое общество пережило настоящую лавину насилия против иностранцев, беженцев и евреев. Часть немецких левых вспомнила что евреи это вообще-то же угнетенная группа. Стагнация и последующий развал СССР привели к тому что многие левые оказались на идеологическом пепелище, даже если сами коммунизм по-советски никогда не поддерживали. Они были совершенно дезориентированы. Так начались дебаты об истории послевоенного левого движения и первые попытки критически на него посмотреть, ответить на вопрос «где же мы повернули не туда». Так некоторые левые журналы поддержали первую войну в Заливе (1990-1991), ужаснулись терактам 9/11 и даже приветствовали низложение Саддама Хусейна.
Идеология Ди Линке
Идеология партии Ди Линке считает основание еврейского государства в Палестине актом империализма, а его существование – исторической ошибкой которую нужно исправить. Во время штурма судна «Мави Мармара» (части гуманитарного конвоя направлявшегося в Газу в мае 2010) израильские силовики арестовали трех немецких парламентариев. Все были членами Ди Линке – Норманн Паех, Аннет Грот и Инге Хогер. Вскоре их отпустили.
Важно остановиться на том что случилось когда они вернулись в Германию. Никто не вызвал их на ковер за поддержку исламистов, махровых реакционеров, вовсю нарушающих права человека, в частности права женщин и ЛГБТ людей. Напротив, тогдашняя председательница партии Гесине Лосш заявила что она гордиться этой «миссией». Единственной в партии кто подверг критике действия этой троицы стала Петра Пау, тогда вице-президент Бундестага.
Троица с «Мави Мармара» поехала в пропагандистское турне по Германии и везде называли себя «пережившими израильскую бойню». В время одной из таких лекций Норманн Паех предложил чтобы следующую «флотилию свободы» в Газу сопровождали корабли немецкого ВМФ и аудитория бурно аплодировала. Но это была только верхушка айсберга. В своем антисемитизме Ди Линке всегда проявляла вопиющее отсутствие моральной и политической брезгливости. В 2006 Вольфганг Герке, депутат Бундестага от Ди Линке, пригласил на партийную конференцию представителей Хамаса, но иммиграционные власти не дали им визу. Многие в Ди Линке считают Хамас легитимно и демократически выбранным правительством с мандатом говорить от имени палестинского народа. Антидемократическая идеология Хамаса и его по истине людоедские методы управления ни у кого не вызывают нареканий.
Корни левого антисемитизма в ГДР
Антиизраильская идеология Ди Линке выросла из политических реалий двух Германий. Сейчас мы поговорим о Германии восточной. Нельзя сказать чтобы ГДР выделялась каким-то особым антисемитизмом на фоне остального советского блока. Как и все страны шедшие в фарватере Москвы, правительство в Берлине инспирировало несколько антисионистских пропагандистских кампаний, в которых использовались самые что ни на есть антисемитские карикатуры. Официальная идеология гласила что для антисемитизма в ГДР нет общественной базы потому что там строят социализм, ведь еще Георгий Димитров в середине тридцатых изрек что фашизм это диктатура наиболее реакционных элементов финансового капитала.
Так как антисемитизм в ГДР считался сугубо капиталистической проблемой, то антисемитизм не признавался главной скрепой нацистской идеологии, а лишь инструментом разобщения рабочего класса. В коммунистических странах замалчивался тот факт что нацисткой политикой было убивать евреев за то что они евреи и уж конечно замалчивалось любое сопротивление которое евреи оказывали. Следуя общей для всего советского блока политике, ГДР после 1967 разорвала дипломатические с Израилем и демонстративно игнорировала все иски и обращения евреев переживших Холокост. Никто не государственном уровне не озаботился искоренением антисемитизма – ведь у граждан социалистической страны его априори быть не может. Антисемитизм долго пролежал под ковром и со временем начал оттуда вонять.
Корни левого антисемитизма в ФРГ
До Шестидневной войны большинство западногерманских левых занимало произраильские позиции. После Шестидневной войны все больше и больше людей в этих кругах начало рассматривать Израиль как страну-оккупанта лишившую палестинцев их гражданских прав и национальной независимости.
Как раз в шестидесятые годы в левой среде обозначилось идеологическое течение которое можно назвать «третьемирство». Его основная мысль заключалось в следующем. В США, западной Европе и Японии революции ждать не приходится, там рабочий класс слишком хорошо живет. В СССР и его сателлитах правящие коммунистические партии обюрократились и тоже не заинтересованы в раскачивании лодки. Единственное место где сохранился революционных дух – это глобальный Юг, страны третьего мира. Именно тогда европейские левые стали оказывать безоговорочную поддержку всем повстанческим движениям в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, каким бы это движение не было одиозным, антидемократическим и кровожадным. Палестинские террористы идеально подходили на роль благородного повстанца. Боевики из Фракции Красной Армии даже проходили подготовку в палестинских лагерях в Иордании. (Именно к этому периоду относится фееричная история про то как «тренировались» Андреас Баадер, Ульрика Майнхоф и Гудрун Энслин. Баадер дрых до полудня, а Ульрика и Гудрун имели привычку загорать топлесс. Такого неуважения к воинской дисциплине и арабским традициям палестинцы не стерпели и попросили немцев на выход).
Вторичный антисемитизм
Кроме вышеописанных факторов, обе Германии продемонстрировали уникальный подвид антисемитизма ставший прямым результатом событий 1933-1945 годов. Ведь именно послевоенная Германия несла историческую вину за преступления Германии нацистской. В результате получился такой крепкий антисемитский коктейль, что хоть падай.
После 1945 на официальные выражения антисемитизма было наложено строгое табу. Но это не помешало миллионам немцев остаться антисемитами в индивидуальном, так сказать, порядке. После Катастрофы каждый выживший еврей был ходячим обвинением всему немецкому народу. Евреев считали главным препятствию к созданию позитивной немецкой самоидентификации, к тому чтобы немцы гордились своей историей и своей страной. Стоило двум немцам встретиться, они друг другу подмигивали – ну мы же знаем кто вечно скулит и требует репараций. (Израиль был далеко не самым крупным получателем немецких репараций. По Потсдамским соглашениям союзники взыскали с Германии 23 миллиарда долларов репараций (я только не поняла тогдашних или нынешних), не считая выгоды от труда немецких военнопленных. Израиль за четырнадцать лет, с 1952 по 1966, получил от Германии три миллиарда марок, большая часть которых пошла на закупку немецких же товаров и немецкого же оборудования). Кто-то сказал парадоксальную, но точную фразу – немцы никогда не простят евреям Аушвиц. А тут и повод нашелся – евреи вдруг взяли оружие в руки, успешно воюют, побеждают в одной войне за другой. Евреев теперь можно было обвинять в том что они никаких исторических уроков из Катастрофы не выучили (как раз выучили, да не те которые антисемитам хотелось бы) и ведут себя как нацисты как только получили такую возможность. В этой схеме палестинцы заняли место новых евреев, жертв бывших жертв. В этой схеме те немцы которые ненавидели Израиль, могли примерить на себя тогу антифашистов. В своих глазах они обладали моральным превосходством над своими родителями и прочими предками.
В то время как идеологии антисионизма и антисемитизма не идентичны, у них масса общих черт. Израиль это такой коллективный еврей среди народов мира. Не только немецкие левые балуются антисионистским антисемитизмом, но именно в Германии из всех европейских стран он присутствует в наиболее концентрированной форме.
В двадцатом веке немецкие левые поддерживали разные «национально освободительные движения» в странах третьего мира, но в основном это были движения марксистские и светские. Ныне ООП и Народный Фронт Освобождения Палестины сменил Хамас – организация глубоко религиозная и столь же реакционная. Когда членов Ди Линке спрашивают как они могут поддерживать подобную организацию, они либо уходят в отрицалово, утверждая что не знали кто организовал «флотилию свободы» в Газу либо напрямую отрицают участие Хамаса. Если быть к этим людям сверхснисходительными, можно списать сие на политическую наивность. Однако куда более вероятно что любители сотрудничать с Хамасом прекрасно знают что они делают.
У крайне левой и исламистской идеологии больше похожего чем кажется на первый взгляд. Обе идеологии ненавидят глобализацию и транснациональные корпорации. Обе идеологии ненавидят США и Израиль и разделяют мечту об утопическом мире неиспорченном цивлизацией. Обе идеологии видят мир в черно-белых тонах, без единого оттенка серого. Обе идеологии обещают своим последователям моральное превосходство и возможность бороться за угнетенных. На глобальном уровне альянс между крайне левыми и исламистами прослеживается в альянсе между Венесуэлой и Ираном – самопровозглашенная социалистическая утопия взасос целуется с реакционной диктатурой дремучих аятолл.
Заключение.
От Ди Линке нельзя отмахиваться как от нерелевантных политических маргиналов. Это было бы верхом безответственности. Как и все крайние партии, Ди Линке озвучивает то что более умеренные партии в их лагере могут себе думать, но высказать вслух не решаются. Парламентарии от Ди Линке участвовали во «флотилии Свободы» в Газу и их поддержала вся партия – от рядовых членов до руководства.
Я опасаюсь того что людоедские взгляды Ди Линке будут влиять на ближневосточную политику Германии. Я буду рад если время покажет что я ошибался. Но инцидент с министром развитии Германии Дирком Небелем показывает что мои опасения имеют под собой некоторую почву. Израильские власти не пустили его в Газу. Такова политика Израиля в отношении всех иностранных официальных лиц – не пропускать их в Газу чтобы не давать легитимации Хамасу. Бундестаг единогласно (!) осудил действия Израиля – не только в случая с Дирком Небелем, но и всю блокаду сектора Газа. Все партии в Бундестаге объединились против Израиля. Надо ли говорить что такое развитие событий лишь укрепило международное реноме Хамаса.
* * *
У Ганса есть сестра, допустим Ульрика. В отличии от непутевого братца, она не орет на стадионах. Она поступила в университет и читает книжки. Она понимает, что ей, женщине, придется отучиться в университете чтобы зарабатывать столько сколько мужчина может только с дипломом средней школы. Ульрика смотрит на брата снисходительно — подумаешь флаг потоптал и лозунги покричал. На все каникулы она приезжает в Хеврон, потом на год после университета. Она же книжки читала, она понимает что отомстить ненавистным евреям можно ударив их там, где всего больнее. И начинается — опека над разнесчастными палестинцами (власть ПА на 97% территории Хеврона, но кого эти мелочи интересуют), провокации против солдат, хождение по пятам с камерами за евреями живущими в Тель Румейде и Авраам Авину. Каждый день. По многу часов. Представьте себе на минуту что это такое, когда за тобой по пятам ходит открыто враждебный тебе человек с видеокамерой и только и ждет чтобы ты сорвался. Ульрика добросовестно ходит. Добросовестность это черта национального характера, которой немцы по праву гордятся.
* * *
«Моя ладонь дрогнула от отвращения, как будто на нее положили живую многоножку. Паспорт был немецкий. Это… это я даже не знаю как назвать. Уничтожить нас в Европе им мало. Надо приехать сюда помогать нашим врагам добивать нас. А когда мы хоть сколько-то успешно сопротивляемся, то можно наконец сбросить личину, перестать притворяться, не делать больше скорбное лицо, а с удовольствием кричать на всех углах: вот посмотрите, во что евреи превратились, как только получили власть и оружие в руки» — «Город на холме»

Leave a Comment