Посиделки с Клио

«Цветы лиловые полей» и Третья волна

Сегодня 9 февраля, день рождения Алис Уокер. По этому случаю вытаскиваю на всеобщее обозрение свой старый пост, который раньше жил в Культура сквозь фем-оптику
* * *
“Цветы лиловые полей” и Третья Волна
В этой истории замешано много всего сразу – феминизм, литература, расовые проблемы, конфликт поколений в конкретной семье и между феминистками разных формаций.
Часть 1 – Алис Уокер.
Родилась в 1944 в сельской глубинке в южном штате Джорджия в негритянской семье. Родители, Мини-Талула Грант и Вилли Ли Уокер, были издольщиками, то есть обрабатывали чужую землю и расплачивались с хозяином земли частью урожая. Алис была младшей из восьми детей. В детстве осталась без глаза, потому что один из братьев случайно выстрелил из травматического пистолета и попал ей в глаз. Закончила школу лучше всех в своем классе, училась сначала в элитном колледже для негритянских девушек Спельман, потом перевелась в еще более элитный Сара Лоренс-колледж. На последнем курсе забеременела и сделала аборт.
Писать начала еще студенткой. В 1970 опубликовала свой первый роман “Третья жизнь Грейнджа Копленда”, в 1976 – “Меридиан” и в 1982 – свой опус магнум “Цветы Лиловые Полей”. За “Цветы лиловые полей” Алис получила National Book Award и Пулицеровскую премию. В 1985 вышел культовый фильм Стивена Спилберга с Вупи Гольдберг и Опрой Уинфри в главных ролях. В 2005 по книге на Бродвее была поставлен мюзикл, и это тоже стало громким успехом.
“Цветы лиловый полей” написан в виде писем полуграмотной чернокожей женщины Богу. По мере развертывания действий книги стиль писем меняется и мы видим как обретает достоинство забитый и измученный человек. “Цветы” – настоящий гимн женской солидарности, любви между подругами и сестрами, дающей каждой силы для противостояния жестокому патриархальному миру.
Кроме литературы, Алис преподавала и занималась борьбой за гражданские права в самом эпицентре сегрегации, в штате Миссиссиппи. Там она познакомилась с адвокатом за гражданские права евреем Мелвином Левенталем. Тогда такие отношения и браки были в диковинку, а в Миссиссиппи и вовсе уголовно наказуемы. Алис и Мелвину пришлось регистрировать свой брак в Нью-Йорке. В 1969 у них родилась дочь Ребекка, а в 1976 они развелись. В течении 1980-ых и 1990-ых Алис опубликовала несколько сборников стихов и рассказов.
Алис никогда не замыкалась в литературе и общественный темперамент постоянно выталкивал ее на авансцену политического активизма. Она изобрела термин womanist чтобы обозначать небелых феминисток. Несколько раз подвергалась аресту во время антивоенных и антиправительственных демонстраций. Она активно поддерживает бойкот Израиля, регулярно демонстрирует солидарность с палестинцами и даже запретила переводить “Цветы лиловые полей” на иврит.
Часть 2 – Ребекка Уокер
После развода родителей Ребекка болталась между дедом и бабушкой по отцу, проживавшими в еврейском районе Бронкса, и матерью в Сан-Франциско. C отличием закончила Йельский Университет.
В 22 года опубликовала в журнале Ms. статью, ставшую программной, озаглавленную “Становимся третьей волной”. В этой статье Ребекка подвергла разгромной критике судью Верховного Суда Кларенса Томаса за домогательства к его подчиненной Аните Хилл. Она определила феминизм третьей волны как “быть феминисткой – это приносить идеологию равноправия и расширения возможностей во все сферы жизни; объединяться с другими женщинами, несмотря на попытки разделить нас; понимать структуры системного угнетения с целью бросить им вызов”.
Стала одной из основательниц фонда “Третья волна”. Целью фонда является выдвижение девочек и девушек на общественные и политические должности. Читает лекции на темы феминизма, преодоления барьеров, культурных связей и расовых вопросов. Выступает с этими лекциями в школах, университетах, различных организациях и по телевидению.
В 1996 была редактором антологии “Быть настоящей: говорить правду и менять лицо феминизма”. В 2000 выпустила мемуары “Белая, черная и еврейка; автобиография меняющейся себя”. В 2007 году выпустила книгу под названием “Выбирая материнство после двойственной жизни”. Эта книга вызвала ожесточенные споры. От своего имени Ребекка писала, что решение заботиться о ком-то кроме себя – это признак зрелой личности, и критика с позиций чайлдфри съела ее с кашей.
Ребекка определяет себя как бисексуалку и живет в Калифорнии со своим сыном. За его отцом она замужем не была.
Часть 3 – Конфликт.
Личный и мировоззренческий конфликт между Алис и Ребеккой просто не мог не стать публичным достоянием, потому что и та, и другая о нем писали. В мемуарах о своем детстве Ребекка честно рассказала, что она о нем помнила, а Алис оскорбилась и обиделась. Дочь была для матери обузой, занятая писательством и активизмом Алис часто была в разъездах и оставляла дочь на соседей. Ребекка практически вырастила себя сама. В словах дочери Алис увидела не только атаку лично на себя, но и атаку на кардинальный принцип феминизма – что женщина не обязана посвящать себя семейным обязанностям. (Отец Ребекки, Мелвин Левенталь, попросил у нее прощения и отношения они восстановили). Когда Ребекка в 2004 забеременела и позвонила сообщить об этом матери, Алис бросила трубку. Впоследствии Ребекка получила от Алис письмо, где было написано “ты мне больше не дочь”.
Можно сказать что личный конфликт переплелся здесь с политическим, с разницей в мировоззрении между феминистками второй волны (Алис) и третьей (Ребекка). Алис считала, что замужество и материнство не приносят женщине ничего кроме необходимости бесплатно работать и похоронить свои мечты и амбиции. Ребекка же считала материнство легитимным личным выбором и катализатором личностного роста.
В комментах — несколько любимых сцен из фильма Color Purple

Leave a Comment