Не знаю, кому как, а мне было обидно что Джейн Эйр не поехала в Индию быть миссионеркой. Из этого мог бы получиться захватывающе интересный и по-настоящему феминистский текст. Что бы ждало Джейн если бы она туда отправилась? Ответ на этот вопрос я нашла в журнале “Миссионерский вестник” за 189-волосатый год. Переводить очень длинно, попробую рассказать в общих чертах.
Женщины в Индии девятнадцатого века медом, мягко говоря, не лакомились. Это касалось и индуисток, и мусульманок, и бедных, и богатых. Жизнь бедных женщин представляла собой постоянный тяжелый труд. Им приходилось обеспечивать семью топливом и водой, а это означало ежедневно носить тяжести. Ни беременость, ни наличие маленьких детей, как отмазки не рассматривались. Женщины среднего и выше класcов хворост и воду не носили, но их уделом была чудовищная изоляция. Они могли годами не выходить с женской половины резиденции мужа. Называлась эта женская половина “зенана”. В статье в “Миссионерском вестнике” рассказывается о женщине, которая не знала что такое “река” хотя жила в двух часах ходьбы от Ганга. Английская миссионерка добилась чтобы муж разрешил чтобы эту индийскую женщину в наглухо завешенном паланкине отнесли посмотреть на такое диво-дивное. Сплошь и рядом в жены отдавали детей, процветала полигамия, а те вдовы, которых по каким-то причинам не сожгли, влачили такую жизнь, что лучше бы сожгли.
Со всем этим столкнулись сначала жены христианских миссионеров, а потом миссионерки приехавшие работать в одиночку. Хотя викторианская Англия была далека от общества равноправия, степень расчеловечивания индийских женщин и их закабаления повергла англичанок в ужас. Работа началась с визитов в зананы и оказания медицинской помощи. Под это дело удалось обучить в Англии первую группу женщин-врачей. Ради несения бремени белого человека пожертвовали даже сексизмом и допустили англичанок к высшему медицинскому образованию. Сплошь и рядом возникала ситуация когда глава семьи, индуист или мусульманин, горько жалел о том, что пустил в зенану этих странных англичанок. От них индийские женщины набирались и христианских, и вообще всяких пренеприятных идей о собственной человечности. Англичанки обучали помощниц из местных и устраивали школы в тех же зенанах. Туда могли приходить женщины победнее, которые не были заперты дома.
Так что скучно Джен Эйр в любом случае не было бы и я бы на ее месте приняла предложение поехать в качестве а независимой миссионерки (это ей Сент-Джон, как мы помним, тоже предложил). Тем более что финансовая независимость у нее была.
The good news is, white woman’s burden никуда не делось. Даже христианкой для этого быть необязательно. Полно мест где можно помочь активисткам из местных научить женщин всяким полезным навыкам и вредным идеям. Я очень надеюсь на пенсии именно этим заняться. Я буду отважная старушка, lean and mean fighting machine.