Иегуда Морали, публикация в журнале Сгула
Я уже приносила вам такого пастора, а именно Джона Стэнли Грауэля с «Эксодуса». Но в 1940-ые сионистская мечта была чем-то гораздо более осязаемым и конкретным чем в конце девятнадцатого века, когда герой нашего сегодняшнего очерка дружил с Теодором Герцлем и всячески ему помогал. Итак, погнали.
* * *
Вильям Генри Хехлер родился в 1845 в священном для индуистов городе Бенарес (теперь Варанаси). Его отец, Дитрих Хехлер эмигрировал из Германии в Англию и стал англиканским миссионером. Мать, англичанка Кэтрин Паркер, умерла когда Вильяму было пять лет. Вильям с детства рос билингвом и кроме английского и немецкого выучил восемь языков. Пошел по стопам отца и стал англиканским священником. Во время франко-прусской войны служил в прусской армии санитаром и капелланом. В 1871 Вильям Хехлер поехал миссионером в Нигерию и там занял пост замдиректора христианского колледжа в Лагосе. В 1871 он поехал в отпуск навестить отца и в Карлсруэ познакомился с великим герцогом баденским Фридрихом Первым. Фридрих как раз искал учителя для своих детей – Фридриха-младшего (14 лет), Виктории (9) и Людвига (6). Хехлер ему понравился и получил место. Фридрих Первый был человеком простым в общении и абсолютно не чванным, но с очень широкими связями в самых могущественных королевских домах Европы. Через свою жену Луизу, дочь немецкого императора Вильгельма Первого он был связан с русским и английским царствующим домом.
Как и полагается евангелисту, Вильям Хехлер в ежедневном ожидании второго пришествия. В отличии от католиков, евангелисты считают что Иисус не может установить свое царство на земле пока евреи не вернутся в Палестину. Согласно христианской традиции, Иерусалим должен находится в чужих руках 1260 лет. Хехлер отсчитывал этот период не с разрушения второго храма (потому что дальше власть была все более христианская), а с мусульманского завоевания Палестины в 636-637 новой эры, так что евреи по идее должны начать возвращаться в Палестину в 1897 году. Первые попытки основать в Палестине еврейские сельскохозяйственные поселения в 1878 (Петах Тиква и Рош Пина) выглядели как подтверждение этой теории. Фридрих Первый внимательно слушал идеи молодого пастора, но в 1876 Хехлер остался без места – младший сын герцога (Людвиг) умер, а его старшие брат и сестра уже выросли и в учителе не нуждались.
Хехлер отправился в Ирландию и там женился на Генриетте Хаггинс. У них родилось четверо детей, но потом они стали жить раздельно. Хехлер вернулся в Англию и стал работать в обществе пастырской помощи. В 1881 по России прокатилась волна погромов и некоторое количество беженцев добралось до Лондона. Хехлер впрягся в социальную работу, а потом поехал исследовать вопрос на месте. Побывал в Кишиневе, Могилеве и Одессе. Он пришел к выводу что евреев надо срочно вывезти из России и Румынии и расселить в Палестине.
В Одессе Хехлер познакомился с Лео Пинскером через несколько месяцев после того как тот опубликовал свою известную работу «Автоэмансипация». Для Пинскера Палестина была не единственным местом где евреи могли бы автоэмансипироваться, но впоследствии Хехлер утверждал что именно он подтолкнул Пинскера в правильном направлении. Пастор оставил подробные записи о своих беседах с одесскими сионистами из движения БИЛУ.
В июне 1882 Хехлер опубликовал памфлет под названием «Возвращение евреев в Палестину». В нем он указывал что обязанность каждого христианина – ежедневно молиться об исполнении пророчества о возвращении евреев в свою землю. Автор спорил с католической докриной называемой «доктриной замены» гласившей что избранный народ – это церковь, а пророчества о возрващении евреев в свою землю исполнились еще во времена Эзры и Нехемии. В то время как большинство англиканских миссионеров напирали на то что желательно подвигнуть евреев к переходу в христианство, Вильям Хехлер считал что своим народом пусть Иисус занимается лично сам когда во второй раз придет. Однако Хехлер считал что до этого светлого момента еврейский народ ждут ужасные страдания. В последней главе он призывал единоверцев любить евреев и предупреждал их не преследовать. Там же содержался призыв помочь автору и евреям начать исход в Палестину.
В том же 1882 году умер англиканский епископ в Иерусалиме и Вильям Хехлер надеялся получить эту кафедру. Чтобы улучшить свои шансы он даже написал труд по истории англиканской церкви в Иерусалиме. Кафедра досталась другому епископу, а Вильяму Хехлеру помогла его родственница приближенная к королеве Виктории. Он получил место капеллана в английском посольстве в Вене. На этом посту он продержался пятнадцать лет, до 1910.
В отличии от измученных беженцев которых Хехлер видел в Лондоне и одесских билуйцев, ассимилированные евреи Вены проявляли ровно ноль интереса к Палестине. И вот тут ему попалась небольшая книжка «Еврейское государство». Хехлер взял быка за рога, разыскал Теодора Герцля и предложил познакомить его с Фридрихом, герцогом баденским.
В следующее воскресенье Герцль пришел в гости к пастору в его квартиру, из которой Хехлер сделал настоящий музей библейского Израиля. Хехлер тут же сел за орган и исполнил свою музыку на слова псалмов Давида. На Хехлера произвела впечатление скромность Герцля, его непривязанность к условностям и как бы мы сейчас сказали, к понтам. Уже тогда это выделяло на общем фоне будущего основателя политического сионизма. А вот какую запись оставил про Вильяма Хехлера Теодор Герцль:
Этот человек Хехлер конечно уникальный и сложный. В нем присутствует педантизм, преувеличенное смирение, благочестивое закатывание глаз – но он дает мне очень мудрые советы и эти советы продиктованы искренней доброй волей. Он одновременно умен и склонен к мистицизму, хитер и наивен. Его поддержка – это настоящее чудо. И если вдруг не окажется в будущем, что у него какая-то своя корыстная цель, я бы хотел чтобы евреи проявили к нему полную меру благодарности. (Полное собрание дневников Теодора Герцля под редакцией Рафаэля Патая. Интересно, этот тот Рафаэль Патай который написал The Hebrew Goddess?)
Хехлер надеялся что Герцль поможет исполнению библейских пророчеств, хотя последний об этих пророчествах скорее всего не знал. Пастор бескорыстно впрягся в исполнение то самой мечты, которая если вы захотите – уже не мечта, а реальность. Он сделал Герцлю бесценный подарок который не сделал бы никто другой, а именно свои связи в европейских аристократических и королевских кругах.
Встреча с великим герцогом баденским Фрдирихом прошла хорошо. Неискушенный в протоколе Герцль протянул Фридриху руку для рукопожатия. Фридрих руки не пожал, но не потому что брезговал, а потому что протокол. Они проговорили два с половиной часа и на прощание Фридрих протянул Герцлю руку сам и пожелал всяческих успехов.
Следующую встречу Хехлер устроил Теодору Герцлю с послом прусского королевства в Вене графом Филиппом цу Эйленбург. Это было большое достижение, учитывая что граф Филипп был феерический антисемит, а так же лучший друг и гомосексуальный любовник философа Артура де Гобино чьи теории о расовом превосходстве европейцев оказали сильное влияние на Вагнера и Гитлера. Но гораздо больший интерес для тандема Хехлер-Герцль представлял другой собиный друг графа Филиппа – а именно прусский кайзер Вильгельм Второй. Кайзер был на двенадцать лет младше графа Филиппа и смотрел ему рот. (Мне прям бросилась в глаза историческая параллель с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном – примечание переводчика). Их письма друг другу куда более теплые и нежные чем письма кайзерин и графине, которые по странному совпадению обе носили имя Августа. Филипп цу Эйленбург оставил запись что согласился устроить Герцлю встречу с кайзером Вильгельмом исключительно потому что сионизм может посодействовать очищению Европы от евреев.
(Дальше про первый сионистский конгресс в Базеле в 1897, в котором Хехлер участвовал как наблюдатель)
В конце 1898 кайзер Вильгельм Второй надумал нанести официальный визит в Палестину – принять участие в освящении новой лютеранской церкви в Иерусалиме и продвигать немецкие интересы на Ближнем Востоке. В то время все страшно увлекались поисками древних реликвий. Шведский библеист Хеннинг Меландер предположил что первая скиния завета была спрятана где-то в районе Мертвого моря после разрушения первого храма. Хехлер долго на эту тему бедовал со своим другом и патроном герцогом Фридрихом Баденским, который приходился кайзеру Вильгельму дядей. «А не подать ли вам идею вашему августейшему племяннику?» — сказал Хехлер герцогу – «Попросить турецкого султана уступить Германии земли вокруг Мертвого Моря. Тогда немцы найдут потерянную скинию и международный престиж прусского королевства сильно вырастет».
За несколько месяцев до того как Вильгельм уехал в Палестину Фридрих написал ему соответствующее письмо. Вильгельм ответил и из текста его письма понятно что у него вызывала энтузиазм не только перспектива найти скинию, но и идея пересилить евреев из Европы в Палестину с глаз долой. Еврейские подданные не устраивали Вильгельма ни в каком качестве – ни в качестве олигархов со связями по всему миру, ни в качестве социалистических смутьянов.
Герцль встречался с кайзером два раза – в сельскохозяйственной школе в Микве Исраэль и в Иерусалиме. Никаких гарантий Герцль, понятно, не получил – кайзер не хотел ссориться с турецким султаном Абдул Хамидом, а тот не хотел продавать землю неверным ни в какой форме. Но с точки зрения пиара, эти аудиенции принесли сионизму огромную пользу. Именно тогда евреи начали воспринимать сионизм как нечто серьезное, как политическое движение с заявкой на значительность – абы с кем кайзер разговаривать не будет. Впоследствии Герцль записал что если бы не Вильям Хехлер – не видать бы ему аудиенции.
Случилось так что именно Хехлер был с Теодором Герцлем когда Герцль был при смерти. Вот как Хехлер двадцать-пять лет спустя об этом рассказал.
Я был с ним когда его мечта только родилась и так случилось что я был с ним почти до последнего момента его земной жизни. 2 июля 1904 года, в субботу, я сидел у его постели в его дома в Эдлахе в горах Зиммеринг. Я старался его утешить и вспоминал те дни шесть лет назад когда мы шатались по Палестине, исполненные надежд и уверенные что нам будет сопутствовать успех.
Я повторял за его лечащим врачом – что возможно он еще вернется в Палестину и мы вместе еще раз увидим Иерусалим. Что морское путешествие может восстановить его силы и он что он сможет продолжать свои труды.
Но очевидно он знал что надежды для него уже нет. Он положил правую руку себе на сердце, а левой взял мою правую и сказал: «Передайте всем привет и скажите им что всю жизнь я отдал своему народу». Потом он отвернулся к стене и кровь полилась у него изо рта.
В 1904 Хехлер потерял Герцля, а в 1907 другого близкого друга – герцога баденского. В 1910 он уехал из Вены в Лондон. Во время первой мировой войны Хехлер просто разрывался, ведь у него было два гражданства – английское и немецкое. От немецкого пришлось отказаться, но Хехлер очень тяжело переживал крушение той самой старой аристократической Европы, где он чувствовал себя как рыба в воде.
В конце жизни Вильям Хехлер был одинок. Давно оставленная жена Генриетта не вылезала из психиатрических больниц. Дети к нему интереса не проявляли, да и сложно их винить. Его старшая дочь Эмми встретилась с историками из центрального архива истории сионизма и рассказала что она так редко видела отца что забывала об его существовании, а младшие брат и сестра вообще не знали кто это. (Еще одна сестра умерла младенцем). Эмми перешла в католичество, постриглась в монахини и отец лишил ее наследства.
В конце жизни Хехлер работал обычным больничным капелланом, а Еврейское Агентство в Лондоне выплачивало ему скромную пенсию. Его изредка можно было видеть в той или иной еврейской семье в качестве почетного гостя за субботним столом. Но Вильям Хехлер оставался убежденным евангелистом. Некоторые даже винили его в том что крестился сын Герцля Ханс.
Несомненно Хехлер обрадовался декларации Бальфура, но массовая иммиграция евреев в Палестину – та о которой они с Герцлем мечтали – оставалась мечтой. Вильям Хехлер умер в 1931 в возрасте 86 лет и в глубоком разочаровании. Лишь недавно историк-энтузиаст Джерри Клингер и капеллан той самой церкви которую освящал кайзер Дэвид Пилегги нашли его могилу. В 2011 на ней был поставлен памятник с благодарной надписью.
Герцль и Хехлер в какой-то степени друг друга дополняли и составили эффективный тандем. Кое в чем они были похожи. Оба были несчастны в семейной жизни. Оба были провидцами устремленными в будущее, не слишком связанными с настоящим. Оба были что называется не от мира сего. Хехлер оказал сионизму неоценимую услугу тем что связал его политическое видение с библейскими пророчествами – теми самыми пророчествами о которых Герцль, не получивший традиционного еврейского образования, был в полном невежестве. Хехлер вдохнул дух библейских пророчеств в план Герцля сделать еврейское государство – в то время как подавляющее большинство раввинов от этого просто отмахивалось. Сотрудничество между Герцлем и Хехлером могло служить сегодняшним евреям и христианам примером – как вместе работать для исправления мира.
Фото из журнала Сгула, картинка понравилась. Так современный график видит встречу Вильяма Хехлера и Теодора Герцля с Фридрихом герцогом баденским. На заднем плане — жертвы еврейских погромов и почему-то американский флаг.
В комментарии фото нашего героя в арабской одежде. Уже будучи немолодым человеком, Вильям Хехлер всю Иудейскую пустыню в поисках первой скинии облазил.