Посиделки с Клио

Сионизм, туризм и борьба за Палестину: как туризм использовали в пропагандистских и политических целях

Коби Коэн-Хаттаб (не спрашивайте меня откуда у него такая интересная фамилия, мне самой интересно. Он преподает в Бар Илане, можно ему написать).
Вступление
В декабре 1917 англичане с триумфом вошли в Иерусалим и вскоре взяли под свой контроль всю Палестину. В 1922 он получили мандат на управление этой территорией от новорожденной Лиги Наций. Под управлением англичан Палестина оставалась до 1948. Большинство сионистов приняли этот поворот с большим воодушевлением и нельзя сказать чтобы на это у них не было объективных причин. Раз уж политическая независимость это пока что дело будущего, со всех сторон лучше чтобы Палестиной управляла передовая, развитая и могущественная Британская империя чем отсталая, коррумпированная и прогнившая Оттоманская.
Поставив себе целью вытащить Палестину в двадцатый век и исправить раны нанесенные территории первой мировой войной и неумелым турецким управлением, англичане начали масштабную программу модернизации. Эти реформы коснулись всех сфер жизни – инфраструктуры, сельского развития, городского планирования, промышленности и сферы обслуживания. И наряду с британскими реформами, стремительно развивался еврейский ишув. Евреям на круг очень хорошо удавалось производить, зарабатывать, накапливать капитал, реинвестировать его в правильные проекты и таким образом ишув наращивал экономическое и политическое влияние.
Понятно что не все было гладко и беспроблемно и главным вызовом ишуву стала местная версия арабского национализма родившаяся в ответ на сионизм. Борьба двух национальных движений шла в политических коридорах, в экономической сфере и периодически выплескивалась на улицы. Не всегда можно разделить политический, экономический и идеологический конфликт, что ясно видно из попыток обеих сторон подгрести под себя зарождающийся туристический бизнес.
(Дальше длинно и нудно про то что туризм можно поставить на службу любой идеологии, было бы желание. Сегодня мы ясно видим это на примере экскурсий по Хеврону. На правой и левой экскурсии вам расскажут абсолютно разные факты. Война нарративов одним словом).
При турках основную массу туристов в Палестину составляли паломники к святым местам. Во времена оттоманской власти имели фактическую монополию на обслуживание их нужд. Но в 1920-ые начал стремительно усиливаться поток светских туристов и между евреями и арабами началась настоящая борьба за выгодную кормушку. В этой статье я попытаюсь доказать что с еврейской точки зрение дело было не только и не столько в кормушке, сколько в далеко идущих национальных планах. Еврейские усилия сломать арабскую монополию на туризм имели в своей основе сионистские мотивы. Очень рано и очень осознанно евреи начали использовать туризм чтобы продать иностранцам сионистское видение Палестины и предложить альтернативу чисто арабскому видению.
Ни сионисты, ни арабские националисты не были в своем стремлении подчинить туризм политическим целям первыми или последними. Многие общества и страны формулируя свою политику в сфере туризма следуют определенной идеологии. Целью этой идеологии может являться достижение определенных политических целей или создание определенного культурного имиджа страны. Она пронизывает всю туристическую инфраструктуру и находит отражения в рассчитанных на туристов материалах – путеводителях, книгах, фильмах и речах гидов. Особенно это касается тоталитарных стран где частного сектора практически не существует и государство имеет монополию на туристический сектор. (Дальше автор приводит в пример Филиппины, когда семейство Маркос использовало красоту и климат своей страны для придания международного лоска своему режиму. Мы еще можем вспомнить СССР с его Интуристом и КНДР).
Туризм в подмандатной Палестине
Иерусалим с его историческим и сакральным значением и смешанным арабо-еврейским населением всегда был в центре арабо-еврейского конфликта. Его древности и святые места притягивали туристов как магнит. С начала 1920-ых в еврейской прессе начали появляться статьи о том что количество арабских гидов в городе значительно превышает количество еврейских и надо с этим что-то делать. Мало того что арабские гиды делали все чтобы туристы не услышали от евреев их точку зрения и их историю связи с этой древней землей, они обрабатывали иностранцев в духе самого махрового антисемитизма (что лишний раз доказывает – арабский национализм в Палестине никогда не был созидательным). С целью как-то с этим бороться в 1925 было основано и открыло свои двери туристам «Сионистское информационное бюро для туристов», дальше просто «Бюро». Это был проект Всемирной Сионистской Организации, а оплачивали Еврейский Национальный Фонд (он же Керен Каемет ле Исраэль) и United Israel Appeal. Оно занялось выпуском различных короткометражек, брошюр, путеводителей и карт с правильных сионистских позиций. Задачей было не только ознакомить туристов с достопримечательностями Палестины, но и заразить их энтузиазмом по поводу сионистского проекта. Представители Бюро встречали туристов в портах Хайфы и Яффы, раздавали эти материалы, рекомендовали еврейские отели и экскурсии. Вскоре Бюро начало само организовывать экскурсии по кибуцам и мошавам. Где-то половина материалов Бюро выходила на иврите, остальные в основном на английском и немецком. С 1927 Бюро начало выпускать ежегодный туристический альманах в английской, немецкой и французской версиях. Показательно что в главе про Иерусалим собственно древностям отведено два абзаца, а все остальное касается новых еврейских районов, где люди не только молятся, но и живут(!), работают(!!) и ходят в кинотеатры и кафе(!!!). Важно было донести до читателей что Иерусалим это не только библейская древность, но и реальный город в котором живут люди, сердце еврейского национального дома, в котором евреи активно обустраиваются. (Вспомнилась история из мемуаров Голды Меир. В одну из ее поездок в Африку сотрудница министерства иностранных дел принимающей страны обратилась к Голде с просьбой: поговорите с моей мамой, она считает что Иерусалим это только на небе, может вам она поверит что не только).
Гиды
Необходимым элементом развития туризма по сионистским лекалам стало обучение в соответствующем духе гидов. Невозможно переоценить важность гида в вопросе какую информацию получат туристы, какие впечатления у них сложатся и какие эмоции у них будут связаны с поездкой. А уж если туризм происходит в зоне конфликта, то гид просто не может оставаться нейтральным, он обязательно транслирует точку зрения одной из противоборствующих сторон. Это и произошло в подмандатной Палестине.
С целью поддержать не только еврейских гидов, но и еврейских водителей туристических автобусов, владельцев сувенирных магазинной и гостиниц, Гистадрут вступил в переписку со всеми международными туристическими фирмами, в том числе со знаменитой «конторой Кука» в Лондоне. (Про Томаса Кука и его контору по ссылке в первом комментарии). Эти письма содержат информацию о еврейской туристической инфраструктуре Палестины и настоятельные просьбы к фирмам отправлять своих еврейских клиентов к еврейским же предоставителям туристических услуг.
В 1922 Гистадрут объявил первый набор на курсы еврейских гидов. Поступило восемнадцать кандидатов. Местную историю, археологию и этнографию им преподавали университетские профессора. Кроме того будущих гидов учили правилам этикета и как с туристами надлежит себя вести. Десять человек закончили курс, получили официальные сертификаты и основали Ассоциацию еврейских гидов Эрец-Исраэль.
1930-ые
В 1927 англичане приняли постановление регулирующее деятельность гидов в надежде создать какое-то подобие паритета между арабскими и еврейскими гидами и честной деловой конкуренции. Несмотря на это, вражда продолжалась. С 1928 еврейских гидов с их тургруппами (из христиан) не пускали в церковь Гроба Господня. Во дворе при церкви их просто оттирали от группы и она переходила арабскому гиду. Мусульманские и христианские духовные лица (в основном арабы по национальности, но греков тоже было много) в открытую клали на закон принятый британскими властями и делали всё чтобы не допустить еврейских экскурсоводов к святым местам. И так как еврейские гиды были лишены возможности водить экскурсии по большинству святых мест Иерусалима, турфирмы волей-неволей обращались к арабским гидам. После событий 1929 года вакф выдавил еврейских гидов с Храмовой Горы.
Вторая мировая война
По военному времени резко сократилось количество развлекательного международного туризма. Сионистское Информационное Бюро решило сделать из лимонов хоть какой-то лимонад и начало активно заниматься внутренним туризмом. Предполагалось убить двух зайцев – обеспечить гидов работой и донести до жителей Палестины идею что в их стране тоже есть куда съездить и что посмотреть. За все военное время 30000 жителей ишува пошли добровольцами на британскую военную службу, в основном в регулярные, а не национальные части. Это подстегнуло интерес к познавательным и туристическим поездкам по Палестине у нееврейских британских солдат. По сравнению с тридцатыми британский гарнизон в Палестине сильно вырос. И вот тут Бюро учуяло возможность – организовывать экскурсии для военнослужащих. Из документов ясно что всего на такие экскурсии съездило 210,000 человек. Кибуцы и мошавы предлагали солдатам и офицерам трехдневный отдых на природе (прообраз нынешних циммеров) – для отдыхающих бесплатно. Этой программой воспользовалось 61000 военных. Бюро решило – раз нет гражданских туристов, переключимся на военных и с блеском справилось.

Leave a Comment