В книге Чисел 14:44 есть фраза “Но они дерзнули подняться на вершину горы”. “Дерзнули” это перевод слова “ве-яапилу”. Алию Бет стали называть ” hа-апала”, а евреев пытавшихся нелегально добраться до Палестины — “маапилим”, дерзнувшие.*
В 1939 английское правительство опубликовало Белую Книгу, которая ограничивала иммиграцию евреев в подмандатную Палестину десятью тысячами человек в год (вскоре квоту слегка повысили до 1500 в месяц). В результате изменений в Европе конца тридцатых для многих и многих евреев это стало смертным приговором. Английские власти выдавали сертификаты на въезд в Палестину исходя из своей квоты, что заставило тысячи людей попытаться эмигрировать нелегально.
В 1939 при Сохнуте был основан отдел Мосад Алия Бет, под руководством Шауля Авигура, который подчинялся лично Бен Гуриону. Переправка людей осуществлялась двумя путями — морем из портов южной и восточной Европы и северной Африке и по земле через Турцию и Ливан.
Между 1934 и началом войны приехало около 15000 маапилим на 43 кораблях. Еще два корабля англичане отослали назад в Европу и еще два затонуло. Во время войны до Палестины добралось еще 15000 на 21 судне. Маапилим из балканских стран надеялись добраться до турецких портов, а оттуда по земле в Палестину (на евреев из Турции иммиграционные квоты не распостранялись). В военный период затонуло еще пять кораблей с 1583 пассажирами.
Золотым веком Алии Бет стали три года после окончания войны и до провозглашения независимости государства Израиль. За эти три года корабли Алии Бет совершили 66 рейсов и привезли в страну более семидесяти тысяч человек. Не происходило никаких особенных катастроф. Затонуло всего два корабля и на одном из них, “Рафияхе”, погибло восемь человек. Десять маапилим погибли в столкновениях с английскими солдатами и полицией.
Реакцией англичан на Алию Бет стала эффективная морская блокада побережья Палестины. Лишь двенадцать кораблей с 2108 пассажирами прошли незамеченными. Остальные 66,170 человек (минус 1014 пассажиров “Дова Хоза”, которым разрешили въехать легально и 1136 приехавших уже после провозглашения независимости) англичане поймали и задержали. Большинство было заключено в лагеря перемещенных лиц на Кипре. Еще действовали лагеря в Атлите близ Хайфы и в пригороде Гамбурга. Именно в последний были заключены пассажиры “Эксодуса”. Из лагерей беженцев англичане отпускали в порядке живой очереди, в зависимости от наличия сертификатов из расчета 1500 штук в месяц.**
Невозможно переоценить вклад послевоенной Алии Бет в достижение независимости государств Израиль. Она склонила на сторону евреев мировое общественное мнение и продемонстрировала, что евреи серьезно настроены добиться государственной независимости и ни перед чем не остановятся. Многие историки считают Алию Бет одним из главных (если не главным фактором) в принятии резолюции ООН о разделе Палестины от 29 ноября 1947.
Ниже приводится предисловие к книге “Шеарим птухим” (Врата Открыты) написанное Шмуэлем Янаем, последним командиром Пальяма.*** Там собраны воспоминания сотен ветеранов Алии Бет и подробное описание почти всех рейсов. Перевод с иврита на английский Арье Малкина, американского волонтера на транспорте Алии Бет “Джозая Веджвуд”.
Декларация Бальфура и завоевание Палестины англичанами вселили надежду на основание еврейского национального дома “в ближайшем будущем”. Предполагалось сотрудничество с Лигой Наций и Великобританией, получившей от Лиги мандат на управление Палестиной. Сионистское руководство по всему политическому спектру, от Вейцмана до Жаботинского было уверено в общности английских и сионистских интересов. Однако скоро стало ясно что это не так. Для Англии существовали лишь интересы Англии, а чтобы их соблюсти необходимо было не раздражать арабов и сдерживать их зарождающийся национализм по всему Ближнему Востоку. В 1938 министр иностранных дел Англии сказал “Им (евреям) надо разъяснить, что что бы мы там не имели в виду под декларацией Бальфура, мы не имели в виду развалить империю”.
В период 1934-1936 приоритет на получение сертификатов в Палестину имели евреи из Германии. Тогда молодые сионисты из Польши и Литвы решили позаботиться о себе сами. Так стихийно родилась Алия Бет.
C 1936 до 1939 в Палестине бушевала первая интифада. Она включала атаки на еврейские поселения, засады на дорогах, экономический бойкот, всеобщую забастовку и международную пропагандистскую кампанию. Англичане боролись с арабским террором как могли, но одновременно делали всё возможное чтобы не лишиться лояльности арабов и не допустить чтобы те переметнулись к нацистам. В это же время дела в Европе шли всё хуже и хуже. По всей Германии горели синагоги, Австрия радостно объединилась с рейхом, а в Мюнхене Англия и Франция сдали Гитлеру Чехословакию. Теперь в отчаянных попытках спастись к евреям Германии присоединились евреи Австрии и Чехословакии. В конце тридцатых официальной политикой Англии стало умиротворение арабов и высокопоставленные чиновники МИДа высказывались в соответствующем ключе. Премьер Чемберлен сказал “Если мы должны кого-то рассердить, то пусть это будут евреи, а не арабы”.
Сионисты восприняли публикацию Белой Книги как объявление войны. В августе 1939 Хагана заминировала и потопила английское судно, чьей миссией была охота за кораблями Алии Бет в средиземноморских водах. Но через три месяца после публикации Белой Книги началась вторая мировая война. Евреи Палестины встали на сторону союзников. Тридцать тысяч молодых евреев и евреек ишува пошли добровольцами в британскую армию. Англичане приложили руку к основанию Пальмаха. Двадцать-три бойца Пальмаха под командой английского офицера отправились на задания взорвать нефтеперегонный завод в Триполи (Ливан) принадлежавший враждебной вишистской Франции и пропали без вести. Группа оперативников Эцеля выполняла задания для английской разведки в Ираке. Никто в регионе не был так безоговорочно лоялен Великобритании как еврейский ишув в Палестине.
Это ни на йоту не изменило политику англичан и они продолжали выполнять указания меморандума “Белая Книга” до последней буквы. Английское правительство прилагало значительные усилия чтобы евреи не убежали из стран, где их жизни угрожала опасность и чтобы те, кому удалось убежать не получили никакой помощи. Евреев из оккупированных вермахтом стран задерживали как “враждебных гражданских лиц”. Корабли останавливали в портах Дуная, Черного и Средиземного моря, на основании что среди пассажиров могут быть шпионы стран Оси. Пассажиры корабля “Атлантик” были депортированы на Маврикий, а “Струма” с пассажирами затонула в Черном море. В 1943 году были основаны военно-морские силы Пальмаха — Пальям. Главной миссией пальяма стало привозить маапилим в Палестину. Морским профессиям и навыкам приходилось учиться с нуля. Кроме того обучили целый корпус радистов чтобы поддерживать связь между кораблями и командованием на берегу.
По мере того как советская армия брала под своей контроль всё больше и больше территории Европы, оставшиеся в живых евреи начали двигаться в одном-единственном направлении — в Палестину. То, что началось как стихийное движение, быстро стало организованным и получило название Бриха — побег. Координировать процесс взялись люди из Моссада Алия Бет.
В конце второй мировой войны к Европе было шесть миллионов беженцев и перемещенных лиц, из них пятьдесят тысяч евреев. Спустя год, общее число беженцев упало до миллиона, а вот количество бездомных евреев в Европе возросло до трехсот тысяч. Люди возвращались к родным очагам, а вот у евреев родных очагов в Европе не осталось. Они выходили из подполья, из монастырей, где укрывались, из партизанских отрядов, в которых воевали. Мир изменился, но английское правительство этого не догнало и продолжало вкладывать значительные ресурсы в то, чтобы помешать евреям Европы добраться до Палестины. Пытались оказать давление на коммунистическое правительство Польши не выпускать евреев из страны и, в свою очередь, надавить на церковь, чтобы та публично осудила антисемитизм. Лоббировали правительство США забрать благоприятный налоговый статус у еврейских организаций собиравших деньги на эмиграцию в Палестину.
Англичане не могли игнорировать проблему беженцев, но пытались отделить проблему (беженцев) от её решения (Палестины). Они не могли признаться себе что проблема-то одна и та же. Английские чиновники не могли представить себе степень отчаяния и упорства переживших Катастрофу и всё потерявших и в этом заключался их главный политический просчет.
Англичане надеялись, что трудности морского путешествия в Палестину, заключения в Атлите и изгнания на Кипр утомят маапилим и заставит их отказаться от всей затеи (гы-гы, примечание CGG). Они также надеялись, что потеря кораблей и уменьшение количества сертификатов расстроит руководство ишува и продемонстрирует бесплодность их усилий. Но корабли продолжали прибывать и число маапилим росло.
В дискуссиях кабинета министров на тему Палестины маршал Монтгомери, герой Эль-Аламейна и командующий британскими вооруженными силами обещал, что английский флот в Средиземном море сделает всё, что корабли с нелегалами не дошли до Палестины, а армейский гарнизон справится с задачей на случай вооруженного восстания евреев. Королевский флот не был в восторге от нового задания. Война закончилась, всем хотелось в отпуск. В распоряжение флотского командования в Палестине было предоставлено 49 кораблей чтобы бороться с Алией Бет — 9 броненосцев береговой обороны, 21 эсминец, восемь фригатов и 11 минных тральщиков. На базе английских ВВС на Мальте открылись специальные курсы, где обучали специфике перехвата кораблей с беженцами. Среди инструкторов всегда присутствовал офицер или сержант палестинской полиции, который знакомил курсантов с азами ситуации с евреями и чего от них можно ждать. Английские моряки при столкновении с действительностью недоумевали, не обнаружив среди несчастных беженцев матерых террористов. В основном моряки вели себя сдержанно и не применяли больше силы чем это было абсолютно необходимо. Куда чаще они демонстрировали милосердие и смотрели в другую сторону, “не замечая” исчезновения кого-то, кто надеялся исчезнуть со взятого судна и доплыть до берега.
* — эта цитата вдохновила Хаима Нахмана Бялика на написание поэмы “Мертвецы Пустыни”.
** — в романе “Эксодус” Леон Юрис смешал историю “Эксодуса” и другого транспорта, “Дов Хоз”. В отличии, от “Эксодуса”, “Дов Хоз” упсешно добрался до Палестины именно потому что англичане испугались огласки и общественного резонанса.
*** Пальям — военно-морские силы Пальмаха, плугот-ха-ям.