Посиделки с Клио

Еврейский соратник Джона Браун

Еврейский соратник Джона Брауна или очередной наш-пострел-везде-поспел.
Для начала пара исторических справок для лучшего понимания куда собственно пострел поспел.
Восстание в Вене, октябрь 1848 — последнее восстание Австрийской революции 1848-ого года. Примечательно тем. что тон задавали студенты — одно из первых студенческих революций. Они были организованы в так называемый “Академический Легион” (дальше из Вики): Легион был создан в сразу же после начала восстания 13 марта 1848 в столице Австрийской империи — Вене, а позже и других городах империи, в которых имелись университеты, в частности во Львове.
«Академический легион» в Вене насчитывал около 4 тысяч человек и являлся ядром революционной армии. «Академический легион» активно участвовал в Мартовском восстании, в вооруженном выступлении в мае 1848 и в Октябрьском вооруженном восстании 1848 в Вене, в котором являлся важной составной частью революционных вооруженных сил.
Гражданская война в Канзасе (из Вики)
Гражданская война в Канзасе — серия вооруженных столкновений на землях Территории Канзас накануне войны между Севером и Югом, которая в значительной степени спровоцировала общую гражданскую войну в США. Эти события называют также Кровавый Канзас или Истекающий кровью Канзас (англ. Bleeding Kansas). Главными противоборствующими сторонами были свободные фермеры с американского Севера и южане, обитавшие на границе Канзаса и Миссури. Для США середины XIX в., в эпоху обострения отношений между Севером и Югом, это была опосредованная война, в которой противоречия между регионами страны проявились в виде военного противостояния, впоследствии переросшего в общую и полномасштабную войну. Столкновения начались около 1856 г. и продолжались примерно до 1859 г., хотя отдельные стычки затем продолжались вплоть до начала войны между Севером и Югом в 1861 г.
Начало столкновений было спровоцировано законом о Канзасе и Небраске 1854 г., согласно которому конституция нового штата Канзас должна была приниматься общим голосованием местных поселенцев. В частности, конституция должна была оговаривать и вопрос о разрешении или запрещении рабства на территории штата, что серьёзно затрагивало интересы южан, строящих свою экономику на использовании рабского труда. Принятие такого закона федеральными властями означало отход от прежней политики следования условиям Миссурийского компромисса, который ограничивал распространение рабовладения на север и запад, в пользу идеи народного суверенитета.
Дальше из меня.
В числе аболиционистов прибывших в Канзас был и аболиционист Джон Браун (казненный впоследствии за рейд на арсенал в Харперс Ферри с большой помпой и международным осуждением американского варварства) со своим партизанским отрядом. В этом отряде воевало трое евреев — Теодор Вейнер из Польши, Яков Бенджамин из Богемии и Август Бонди из Вены. Последний и есть тот самый пострел, который всюду поспел.
Итак, Август Бонди. Родился в 1833 году в Вене. При рождении был назван Аншль. Родители — Герц Эмануэль Нафтали Бонди и Марта Франкль, оба из выходцы из Праги. Отдельно стоит сказать о фамилии Бонди. Предок нашего персонажа, основавший эту фамилию, жил в семнадцатом веке и носил имя Йомтов и прозвище Ландшрайбер. Как у многих, тогда еще бесфамильных евреев, его прозвище было связано с профессией. Йомтов был чем-то вроде штадлана или казеного раввина. Регистрировал акты гражданского состояния у евреев, отвечал за сбор налогов и отчеты светским властям. Когда пришло время евреям брать фамилию, он по совету государственных чиновников, с которым приятельствовал, перевел свое еврейское имя Йомтов (хороший день) на итальянский (“буон диа”), а потом фамилия скукожилась в немецком произношении до Бонди.
К образованию юного Аншля в семье подошли основательно — католический лицей (других не было), занятия языками с частным учителем (иврит, немецкий, французский, венгерский и латынь) и занятия лимудей кодеш в чем-то вроде талмуд-торы. Правда Талмуд там не изучали и делали упор на “этические” источники — Пиркей Авот (Поучения отцов), Море Невухим (Наставник растерянных) Маймонида, Экклезиаст и Псалмы. В семье царила идеология просвещения, масонства (отец семейства был убежденным масоном), и что удивительно для австрийцев — бонапартизма. Бонди-старший чтил Наполеона как государственного деятеля и освободителя евреев. Во время студенческих волнений осени 1848 года студент университетской гимназии Аншль Бонди сражался на баррикадах, оказался в первом ряду восставших и получил удар прикладом по голове.
После того, как революция была подавлена наступила реакция, а реакция никогда не обещает евреям ничего хорошего. Семейство Бонди решило эмигрировать. В том же году они отплыли из Бремена в Новый Орлеан на пароходе “Ребекка”. Можно представить себе шок юного Аншля (американские документы он уже заполнял как Август) при виде новоорлеанских реалий 1848 года — после всех его республиканских идей и революционного запала. Семья обосновалась в Сент-Луисе (Миссури). Первой постоянной американской работой Августа стала пароход “Бразос” ходивший по Миссисипи, там он выполнял ту же работу что Марк Твен.
Вскоре Август и его друг и деловой парнтер Яков Бенджамин поселились на тогда еще территории (а не штате) Канзас, заняли кусок ничей земли и начали выращивать свиней. Кроме свинопитомника ферма служила еще и станцией подпольной железной дороги — именно там находили приют негры бежавшие из рабовладельческого штата Миссури на свободную территорию Канзас. На ферме по соседству жил Джон Браун со своими сыновьями. В это время Август женился на Генриетте Эйзенштейн. История умалчивает как ему удалось найти еврейскую невесту на фронтире, но еврейкой она была.
Август вступил в отряд Джона Брауна и принимал участие в многочисленных стычках со сторонниками превращения Канзаса в рабовладельческий штат. Дальше с его слов:
“Мы почти ползли сквозь высокую траву, но пули (сторонников рабовладения) свистели совсем рядом… Вейнер пыхтел за мной как пароход. Я спросил его “Ну, вас майнен зи йецт?” (Что ты об этом думаешь?). Он ответил “Соф адам мавес” (Конец человека смерть его)”
(На русский последнюю ремарку можно литературно перевести как “Чему быть, того не миновать” или “Или грудь в крестах, или голова в кустах”)
Вот что он пишет о своей службе под началом Джона Брауна
“Мы были объединены тем, что любили и почитали этого человека… Мудрым советом и добрым словом он подготовил горстку людей на то, чтобы заложить основы свободного штата Канзас… Он внушил нам что никакие соображения не должны подвигнуть нас чтить привилегии имеющие силу закона если наш разум и совесть против них восстают.”
31 января 1861 Канзас был принят в США как свободный (не рабовладельческий) штат, а в мае началась Гражданская Война. Август Бонди записался в кавалерию, провоевал три года, дослужился до старшего сержанта и был ранен в пах. После окончания войны переехал в городок Салина (штат Канзас) и открыл магазин. Большинство их с Генриеттой детей (всего было десять) родились там. Со временем Бонди был избран начальником почты и мировым судьей. Особой еврейской жизни в Салине быть не могло (Бонди были там единственными евреями), но на праздники и свадьбы семья ездила ближайший город с общиной и раввином (Сент-Луис, потом Форт Левенуорт). Август Бонди умер в 1907 и похоронен рядом с женой на общем кладбище, но по еврейскому закону.

Leave a Comment