Революция 1979 года в Иране изменила наше восприятие отношений религии и современности. То как успешно Аятолла Хомейни мобилизовал ислам для изменения политического строя продемонстрировало что модернизация общества совсем не означает линейный процесс отказа от религии. Однако данные опросов, массовые протесты и последовавшие за ними столь же массовые репрессии показали насколько иранцы разочарованы в своем режиме. Мы смеем утверждать что столь же массовым является разочарование в государственной религии, как идеологии насаждаемой этим режимом. В июне 2020 года наш институт Group for Analyzing and Measuring Attitudes in Iran (GAMAAN) в сотрудничестве с Центром прав человека им. Абдурахмана Буруманда провел онлайн опрос на тему воззрений и убеждений иранцев. Данные этого опроса демонстрируют беспрецедентную секуляризацию иранского общества.
Методология
Последняя иранская перепись населения утверждает что 99.5% населения страны – мусульмане. Эта цифра отражает враждебность государства к атеистам, агностикам и последователям других религий. Иран остается полицейским государством и люди живут в страхе перед соответствующими органами. В Иране не возможно просто ходить по квартирам и задавать каверзные вопросы. Поэтому анонимность онлайн опроса дает прекрасную возможность узнать что на самом деле думают иранцы о своей государственной религии.
С 1979 года в стране произошел настоящий прорыв в ликвидации неграмотности. По данным ЮНЕСКО в 2016 среди взрослых иранцев было 85.5% грамотных (в 1976 это цифра была 36%). Очень выросло городское население. Процент пользователей Интернетом от общего числа людей в Иране такой же как в Италии. Сейчас в Иране насчитывается 60 миллионов пользователей и их число растет с каждым годом. 70% взрослых иранцев имеют аккаунт по крайней мере в одной соцсети.
Дл нашего опроса мы изучили разные цифровые каналы и анализировали какие группы меньше всех участвовали в наших предыдущих массовых опросах. Ссылку на опрос поставили у себя курдские, арабские, суфистские и другие негосударственные каналы. Нашей стажерке удалось уговорить администрацию лояльных режиму шиитских каналов разместить нашу ссылку и у себя. Мы вышли на широкую аудиторию поделившись опросом на страницах Инстаграма и Телеграмм-каналах у которых миллионы подписчиков. После обработки данных у нас осталась выборка из почти 40000 иранцев проживающих в Иране. Выборка был взвешена и сбалансирована для целевой группы «грамотные иранцы старше 19 лет» с использованием пяти демографических переменных и данных о голосовании на президентских выборах 2017 года.
Светский и разнообразный Иран
Наши результаты демонстрируют драматические изменение в характере религиозности иранцев. Имеет место явная тенденция к секуляризации и разнообразию убеждений. В то время как официальная перепись называет 99.5% иранцев мусульманами, наш опрос показал что мусульманами назвали себя 40%. Опровергая пропаганду режима называющую Иран шиитской страной, 32% обозначили себя как шииты, 5% как сунниты и 3% как суфии. 9% обозначили себя как атеисты, 7% — «я верю в Бога, но организованная религия это не ко мне». Среди немусульманских «религиозных» опций преобладает зороастризм – 8%. Мы интерпретируем это не столько как убежденность в правильности зороастрийской религии, сколько выражение персидских национальных чувств и нежелание следовать исламу как религии навязанной персам чуждым им этническим элементом. 1.5% респондентов обозначили себя как христиане.
Большинство иранцев (78%) верит в Бога, но лишь 37% верит в загробную жизнь и 30% в существование ада и рая. Подтверждая данные других опросов, 25% респондентов сказали что верят в существование джиннов. 20% сказали что не верят не в что потустороннее.
Что удивительно, речь идет об изменении случившимся буквально за одно поколение. 90% респондентов указали что выросли в практикующих религию семьях. Однако 47% сказали что потеряли религию в течении жизни и 6% — что поменяли вероисповедание. Среди респондентов помоложе больше утративших и сменивших религию чем среди респондентов постарше.
Треть респондентов сказали что иногда пьют спиртное в стране где это запрещено официально. Более 60% сказали что не соблюдают исламское требование пять раз в день молиться. Эти данные подтверждает даже государственный опрос 2020 года, где 60% сказало что не молится пять раз в день и не соблюдает пост в Рамадан (большинство указало причину как «по состоянию здоровья»). В 1975, еще до революции, был проведен опрос и там пять раз в день молилось и пост в Рамадан соблюдало более 80% опрошенных.
Сращивание религии с государственным аппаратом и принуждение к соблюдению установлений ислама на государственном уровне сказались на восприятии людей и вызвали у них протест. 68% респондентов в нашем опросе заявили что государство не имеет права заставлять людей соблюдать, даже если верующие имеют парламентское большинство. 72% против принуждения женщин к ношению чадры в публичных местах. Мнение по поводу религиозных проповедей в общественном пространстве раскололись пополам. 43% респондентов сочли что религиозную пропаганду (любой религии) в общественном пространстве нужно запретить, а 41% считают что это право нужно сохранить, при условии что его будут иметь все конфессии.
По всему миру секуляризация сопровождается замедлением прироста населения, эти процессы идут рука об руку. В 2020 Иран имел самый маленький в своей истории прирост населения, меньше 1%.
Иран – такой каким мы думали мы его знаем – стоит на пороге фундаментальных общественных изменений.
* * *
Государственная религия – это путь в тупик. Насаждение религии сверху вызывает протест снизу. Даже в Иране это уже поняли. Надеюсь что и в Израиле поймут.