Посиделки с Клио

Как праздник проклятых янки стал всенародным

Я понимаю, что сейчас не конец ноября, но я готова потчевать вас американской кухней и страноведением в любое время года. Итак, статья Роберта Мосса с сайтa Serious Eats “Как праздник проклятых янки стал всенародным”.
Почти до конца 19-ого века День Благодарения на Юге вообще не праздновали. Этот праздник был целиком завязан на Новой Англии и ее исторических и кулинарных символах – пуританах, индейке, тыкве и клюкве. Южане начали праздновать День Благодарения достаточно поздно и когда начали, то не ставили на стол свои региональные специалитеты как тушеную зелень, бобы и окорок закопченный в собственной коптильне. Меню на День Благодарения на Юге ничем не отличалось от общенационального. И вот почему.
По мере того как население Новой Англии росло и количество земли для освоения сокращалось, жители региона поехали на запад. С собой они повезли свои традиции, включая ежегодный День Благодарения. Сначала на севере штата Нью-Йорк, потом в Мичигане и Огайо переселенцы-янки отмечали как привыкли дома. К концу 1840-ых праздник отмечался повсеместно на северо-востоке и среднем западе и то, что мы сейчас знаем как каноническое меню уже вошло в обиход – жареная индейка, фаршированная чем найдется, клюквенный соус, картофельное пюре и яблочный и тыквенный пироги.
В эти времена у праздника не было фиксированной даты. Вместо этого праздник отмечался, когда о нем объявлял особой прокламацией губернатор каждого штата и дата плавала в зависимости от губернаторских капризов. Большая часть выбирала для этого четверг в конце ноября-начале декабря, но могли назначить и на субботу в сентябре или в январе.
Наконец группа журналистов, учителей и пасторов в Новой Англии решила что, хватит и принялась агитировать за то, что День Благодарения стал общенациональным праздником. Активнее всех эти занималась женщина по имени Сара Джозефа Хейл. Уроженка Нью-Хемпшира, она осталась вдовой с пятью детьми и начала писать статьи чтобы заработать. Потом перешла на литературу. Ее первый роман сравнивал жизнь на Юге и в Новой Англии и там целая глава была посвящена празднованию Дня Благодарения на нью-хемпширской ферме. Этот роман положил начало литературной карьере Сары Хейл и в 1841-ом году она стала редактором самого массового в стране журнала, «Годис Ледис Бук». Это предоставило Саре удобную платформу для агитации. Каждый ноябрьский номер изобиловал праздничными историями и инструкциями по фаршированию индейки. В 1846-ом она начала компанию ежегодных писем губернаторам с призывом все отмечать праздник одновременно – в последний четверг ноября. Что самое удивительное, ей это удалось. В 1847-ом губернатор Миссиссиппи Альберт Браун и губернатор Арканзаса Томас Дрю объявили в своих штатах постоянную дату. В 1850-ом за ними последовал губернатор Техаса Хансборо Белл и большиство других южных губернаторов.
Кампания Сары Джозефы Хейл совпала с подъемом религиозных чувств, который наблюдался в США в 1840-1850-ых годах. Особенно идея общенационального праздника понравилась пресветерианской церкви. Но в это время страну буквально раздирал на части главный вопрос – рабство. Сара Хейл надеялась, что единый для всей страны праздник объединит людей и напомнит им о необходимости искать компромиссы. Но те самые пресветериане, которые ее поддержали, принадлежали к числу наиболе непримиримых аболиционистов. Многие южане стали рассматривать День Благодарения как «праздник аболиционистов янки».
Главным центром оппозиции Дню Благодарения стала Вирджиния. В 1853-ем году губернатор Джозеф Джонсон отказался объявить этот праздник в своем штате, сославшись на доктрину Томаса Джефферсона об отделении церкви от государства. На посту губернатора Джонсона сменил Генри Вайс, который вообще видел в северянах личных врагов. В 1856 он получил от Сары Джозефы Хейл стандартное письмо с просьбой и не только не согласился узаконить праздник в своем штате, но и написал ей резкий, чтобы не сказать хамский ответ.
«Вся эта суета по поводу Дня Благодарения – писал он – лишь помогает продвигать в общественное сознание другие идеи. Вместо того, что проповедовать о распятом Христе, священники суются в мирские дела». Под «другими идеями» он, естественно, имел в виду аболиционизм.
В этом же году газета «Ричмонд Виг» осудила кулинарную составляющую Дня Благодарения и призвала проводить этот день не за столом, а в благодарственной молитве. Газета отметила, что в день когда закрыты правительственные учереждения в Вашингтоне, «выпиваются огромные количества спиртного» и что праздник это не больше чем «разрешение на невоздержанность». «Мы согласны – говорилось в редакционной статье – покупать в Новой Англии нитки и катушки, потому что они там дешевы, то это совершенно не значит что мы должны импортировать оттуда понятия о религии, морали и гражданском долге, так как они далеко не образец».
Неприятие праздника День Благодарения не ограничивалось Вирджинией. В 1855-ом году Вильям Холкомб, врач-гомеопат из Натчеза (Миссиссиппи) записал в своем дневнике «Сегодня День Благодарения… Я сожалением констатирую, что этот обычай янки пускает свои корни у нас. Мне не нравится этот праздник поскольку он смешивает понятия благодарности Всевышнему и гражданского долга и выделяет в особый день чувства, которые по идее следует испытывать каждый день.»
Другие комментаторы отмечали, что у южан уже есть один праздник в конце года, а именно Рождество. В Новой Англии, где люди унаследовали пуританский взгляд на Рождество как на светскую ересь, его не праздновали повсеместно аж до 1870-ых. В глазах южан еще один праздник в конце ноября был не нужен и означал лишь потерю продуктивного дня для экономики региона.
Накануне Гражданской войны празднование Дня Благодарения на Юге было далеко не повсеместным, а там где этот праздник отмечался, он ограничивался в основном особой церковной службой. Степень соблюдения варьировалась от города к городу. Так выходившая в Монтгомери (Алабама) газета “Дейли Конфедерейшн” писала, что церкви полны “однако на улицах полно фургонов с товаром и конторы работают если не хотят потерять доход. Сельским жителям нет дела до праздника и они приехали в город торговать в больших количествах. Хлопок царит над всем и всё уступает его белоснежному величеству”.
Робкие шаги Юга по принятию обычая Дня Благодарения прервались с началом Гражданской войны, но Сара Джозефа Хейл не прекратила свою активность. В 1863 она написала просьбу президенту Аврааму Линкольну. Тот внял и объявил общенациональный праздник День Благодарения в последний четверг ноября. В 1864-ом повторилось то же самое и продолжалось до 1939-ого, когда Франклин Рузвельт передвинул праздник с каждого четвертого четверга на каждый последний четверг. Почему-то было решено, что это удлинит сезон предрождественских покупок и, соответственно больше денег осядет у торговцев в карманах.
Однако президентская прокламация означала только одно — что федеральное правительство в этот день не работает. В 1868 “Уикли Адвокат” выходящий в Батон-Руже (Луизиана) описывал атмосферу в городе так “Праздник отмечается лишь частью населения”. Были закрыты правительственные учреждения, суды и в некоторых церквях служили благодарственные службы. Однако, как отмечала газета, “никто не закатывает банкетов. Индейку поди достань, а употребление тыквы в наших широтах не модно”. Те, кто праздновал праздник, делал это своеобразно — пошли на охоту или сидели на солнышке на улице, вспоминая былые дни.
В 1873-ом году “Александрия Газетт” писала “День Благодарения отмечается лишь частично. Обычаи Новой Англии плохо приживаются на виргинской земле.” Были закрыты банки и федеральные учреждения, александрийцы работавшие в Вашингтоне сидели по домам и некоторые церкви проводили праздничные молебны, но частные бизнесы работали.
Повсеместно День Благодарения начали праздновать только когда с Юга ушли последние федеральные войска, а легислатуры вернулись демократам. И вот тут южане с энтузиазмом приняли все праздничные обычаи включая традиционное меню.
Ничто не было столь явным признаком принятие южанами обычае янки, как употребление клюквы. Южнее Нью-Джерси клюква не растет, ей жарко. В 19-ом веке клюква появлялась на Юге раз в году, в конце ноября. Ее привозили пароходами и целыми железнодорожными составами. Южные газеты начали перепечатывать рецепты из северных, включая рецепты устричной начинки для индейки, тыквенного пирога и клюквенного соуса.
Со временем южные семьи стали создавать свои собственные праздничные традиции и любимые региональные блюда стали появляться на праздничных столах то тут, то там. Но основное меню оставалось традиционным для Новой Англии. Гость из Бостона или Хартфорда увидит на любом южном столе всё, к чему он привык дома.
Когда моя семья собирается на День Благодарения в Шарлотте (Северная Каролина), мы начинаем с жарения устриц на лужайке за домом. Потом идут квадратики кукурузного хлеба с ветчиной и сыром. Но все это недавние инновации и закуски перед основной трапезой. Основная трапеза не менялась со времен моего детства — жареная индейка, картофельное пюре с подливкой, клюквенный соус (в двух вариантах — варенья с целыми ягодками и повидла, дабы избежать конфликтов), запеченные устрицы и домашние булочки. Всё, как на Юге положено.

Leave a Comment