Время действия – 1016-1019 годы, место – Киевская Русь. Согласно древнему обычаю, перед боем вперед выходили записные зычноголосые остряки, которые всячески обзывали и оскорбляли неприятеля. Остальные воины помогали по мере сил, делали непристойные жесты, обнажали срамные места, свистели и улюлюкали. При небольшом расстоянии между стоящими армиями и их сравнительно скромных размерах (не более нескольких тысяч человек) такие боевые дразнилки иногда давали требуемый эффект – побуждали разъяренного противника действовать необдуманно. В двух случаях в которых я расскажу (инфа из «Повести временных лет») шутки обернулись против оскорбителей ибо нефиг недооценивать противника.
Князь Ярослав, которого впоследствии назовут Мудрым, пришел из Новгорода отбивать Киев у своего брата Святополка, которого впоследствии назовут Окаянным за вероломное убийство двух младших братьев. Армии стоят каждая на своем берегу небольшой речки и им легко перекрикиваться. Воевода Святополка въехал на коне в воду и крикнул на тот берег: «Что вы приперлись со своим хромцом (хромым)? Хоромы для нас будете строить?». Сам Ярослав конечно ничего нового для себя не услышал. У него была с детства деформирована нога, он привык к намекам на свою второсортность и отрастил железобетонное самообладание. Но новгородцы жутко обиделись что их назвали плотниками, а не воинами и дрались так чтобы заставить киевлян захлебнуться своими высокомерными словами. Победа осталась за новгородцами.
Второй случай. Опять река, на этот раз Буг. Тот же Ярослав противостоит войскам польского короля Болеслава Храброго, который был по совместительству тестем и союзником Святополка. (Примечательно, что русское и польское войско обменивается боевыми дразнилками, значит понимают язык друг друга). Ярославов воевода Буды выехал вперед и стал насмехаться на Болеславом «Вот сейчас проткнем палкой твое толстое брюхо.» Этим он наступил Болеславу на больную мозоль. Пожилой польский король действительно набрал много лишнего веса и даже с трудом залезал на коня. Но Болеслава недаром прозвали Храбрым и этих качеств он с возрастом не растерял. Услышав такие наезды на свою комплекцию, он пустил коня через брод в сторону оскорбителя, крикнув через плечо что лучше погибнет один чем будет терпеть такое поношение. Все польское войско (надо полагать изрядно мотивированное) кинулось за ним и опрокинуло армию Ярослава.