Хану Вулли часто называют Мартой Стюарт 17-ого века (Марта Стюарт – самая известная американская гуру домоводства и дизайна интерьера), но она так же блестяще исполняла для своих современников функции бабки Ванги. Хана Вулли опубликовала первую на английском языке книгу по домоводству, но там не только кулинарные рецепты. Половину книги (так же как у Ванги) занимают домашние медицинские средства, рецепты моющих и косметических средств и даже советы как делать дома небольшие хирургические операции. От больного горла Хана рекомендует лечиться сиропом из фиалок, шрамы от перенесенной оспы выводить скрабом из лимона и морской соли, а от опухоли в груди избавляться смесью гусиного помета и сока чистотела.
Для женщин в прединдустриальной Европе было недостаточно уметь хорошо готовить – от них ожидалось что они будут изготовлять лекарства и лечить своих близких. Понятно, что Европой этот феномен не ограничивался (первая кулинарно-медицинская энциклопедия написанная женщиной на корейском вышла в 1670 году, ссылка на пост в комментариях), но европейки оставили больше всех таких источников. В последние годы предпринимались усилия сохранить эти рецепты в компьютерной, а значит человеческой памяти.
Рассказывает Шарон Строккия, профессор истории в Эмори-колледж и автор книги «Забытые целительницы: женщины и медицины в Италии периода позднего Возрождения» — «По мере того как росло количество грамотных женщин, все больше и больше женщин записывали свои рецепты, как кулинарные, так и медицинские. В таких «тетрадочках» мы находим средства от всевозможных болезней и симптомов, например головной боли, лихорадки, плохого пищеварения, метеоризма, отеков, угрей, меланхолии, менструальных болей, рахита и чумы».
Прошлой осенью профессор Стефании Коссак из университета Уэйк Форест вместе со своими студентами начали проект по транскрибированию и анализу сборников рецептов 16-19 веков. Они очень скоро поняли что профессиональная медицина в плане научной обоснованности ушла от домохозяек с их народными рецептами совсем недалеко. Там где в университетах изучали медицину, ее изучали по древнегреческим источникам. Причиной всех болезней считали дисбаланс в организме четырех сусбтанций – крови, желтой желчи, черной желчи и флегмы. Вся медицина сводилась к исправлению этого дисбаланса – чего-то убрать, чего-то добавить. От лихорадки личили кровопусканием, от сыпи огурцами, от несварения желудка вином. С каждой из этих четырех субстанций ассоциировались свои виды еды и если какой-то субстанции в организме был избыток, то диета соответсвующе корректировалась. Уже тогда мужчины-медики научились цыкать зубом на невежественных женщин, которые лезут не на свою грядку.
У женщин было меньше философских высоких материй и больший опыт ухода и лечения реальных пациентов. «Женские» методы лечения были куда более щадящими чем так любимые мужчинами врачами рвотные, слабительные, кровопускания и токсичные металлы. Очень часто такие «героические» не только причиняли пациентам страдания, но и ускоряли их гибель.
Знаменитые английские философы 16-ого века, Фрэнсис Бэкон и Томас Хоббс оставили записи из которых ясно что они предпочитали лечиться у женщин. Бэкон: «старухи часто успешнее в своих целительных делах чем ученые медики». Хоббс: «лучше я спрошу совета у опытной старой женщины просидевшей у постелей многих больных, чем у ученого, но неопытного врача».
Профессор Строккия рассказывает что обученные в университете врачи составляли лишь небольшую часть медицинского персонала в преиндустриальной Европе. Кто только не занимался врачеванием – повитухи, аптекари, цирюльники, костправы. Женщины выполняли для своих семей функции семейного врача, аптекаря и парамедика в одном флаконе.
Чтобы испытать безопасность, эффективность и надежность своих домашних лечебных средств, женщины использовали те же методы эмпирического наблюдения что и профессиональные врачи. Они создавали лекарство, наблюдали за тем как оно действует и вносили изменения в дозу или состав на основании своих наблюдений. Под презираемыми мужчинами понятиями «домохозяйка» и «возня на кухне» таились самые что ни на есть научные методы и ежедневное добавление чего-то в кладовую знаний. Современные больницы, где работали обученные врачи и хирурги появились лишь поздно в 18-ом веке. До этого за больными ухаживали лишь в заведениях при церквях и монастырях и там не всегда было понятно где кончается врачебная деятельность и начинается призрение нетрудоспособных по медицинским причинам людей.
В добавление к лекарствам от определенных болезней женщины готовили и общеукрепляющие средства. В 17-ом веке в качестве такового была популярна «аква мирабилис» или «чудесная вода». Для этого смесь бренди, вина и сока чистотела настаивалась на смеси пряностей и трав (гвоздика, мускатный орех, корица, имбирь, клевер, мята, розмарин и первоцвет). Проанализировав около 9000 рецептов из частных сборников сохранившихся в Англии, историки нашли там три тысячи разных ингридиентов для лекарств, в основном трав, пряностей и продуктов животного происхождения. Широко применялись розмарин, мускатный орех, шафран, корица, бузина, ангелика, мак, лимон, шалфей, лаванда, чертополох, анис, кориандр, фенхель и тмин. Мази и пластыри делались на жире животных. Травы и пряности настаивались на алкоголе, что продлевало жизнь лекарству и позволяло его долго хранить. Заготавливали такие настойки и наливки целами галлонами, дозировали пинтами. Травы, как правило, выращивали на собственном огороде, а пряности покупали в лавке.
(Из Европы лечение домашними средствами как женская сфера перешла в Новый Свет. Особенно много таких рецептов сохранилось в Аппалачах и на фронтире, там где врачей просто не было как класса. Из «Унесенных ветром»:
« — Похоже, во всей армии не сыщется ни одного здорового брюха с крепкими кишками, — мрачно изрекла Мамушка, обливавшаяся потом у очага, готовя горький отвар из корня ежевики, который Эллин считала чудодейственным лекарством от всех желудочных заболеваний. — Сдается мне, не янки побили наших жентмунов, а просто у наших жентмунов кишки не выдержали. Какой жентмун может сражаться, ежели у него в кишках вода?
И одного за другим она поила их всех отваром, не предваряя лечения пустыми вопросами о состоянии желудка, и все, один за другим, покорно, хотя порой и кривясь, пили ее снадобье, вспоминая, быть может, другие суровые черные лица в далеком отсюда краю и другие непреклонные черные руки с ложкой целебного снадобья.»