В городке Наяк, приверно в часе езды к северу от Нью-Йорка продается старинный дом по по адресу Лавета, 1. Дом старый, в викторианском стиле, 4600 квадратных футов (427 квадратных метров), пять спален, пять ванных комнат, все дела. Им по очереди владели разные непоследние личности, а сейчас его выставил на продажу знаменитый рэп-певец Матисьяху. Продается за 1.9 миллиона долларов.
Объявление о продаже дома с удовольствием перечисляет виды на реку Гудзон, горячие источники на участке и крыльцо-галерею. Но там не написано, что это дом с привидениями и что он полвека назад он фигурировал в прецедентном деле. Это дело до сих пор преподают на юрфаках и называется оно «дело охотников за привидениями».
Продажа недвижимости в основном регулируется законами штатов (есть исключения, например федеральные законы требующие информировать о наличии в доме асбеста или красителей со свинцом). Законы очень разные. Где-то половина штатов обязывает продавца рассказывать покупателю всё, а в половине штатов действует принцип «качество на риске покупателя».
Рассказывает Рэндалл Белл из Лос Анжелеса, оценщик недвижимости. В основном его работа состоит из рутины, например определить насколько ураган повредил дом и насколько цена дома в результате упала. Но он так же является экспертом по оценке домов со зловещей историей. Например его вызывали в дом где безумные сектанты по указанию Чарльза Мэнсона устроили кровавую бойню, в дом где при странных обстоятельствах погибла шестилетняя королева красоты ДжонБенет Рэмси и в дом, где были обнаружены тела Николь Браун Симпсон и Рона Гольдмана. Случалось ему и оценивать дома с привидениями. На уровне здравого смысла всем ясно что дом с привидениями это не совсем то же самое что дом где произошло задокументированное убийство. Однако в глазах закона это, как ни странно, явления одного порядка. Оба эти явления не влияют на физическое состояние дома, но тем не менее влияют на качество жизни в нем, а значит и на ценность.
В штатах где продавец обязан рассказывать покупателю о состоянии дома на продажу, обычно есть список тем. Состояние крыши, состояние фундамента, сантехника, есть ли где-то повреждения дымом или водой. Самые строгие штаты в этом отношении – Нью-Йорк и Калифорния. А в других штатах – например в Алабаме, Арканзасе, Северной Дакоте, Западной Вирджинии и Вайоминге – закон гласит что продавец или его представитель не имеют права врать в ответ на прямой вопрос, но не обязаны предоставлять информацию если их не догадаются спросить. В Колорадо, Иллинойсе, Индиане и Миссури продавец обязан информировать покупателя если в доме изготавливались наркотики на основе метамфетамина. В Миссиссиппи продавец обязан рассказать что под линолеумом и ковролином деревянные полы.
В законодательстве штатов обязывающих продавца рассказывать покупателю какие в доме неполадки существует термин «заклейменная собственность». Это как раз то самое – в доме что-то произошло что не влияет на физическое состояние, но влияет на ценность. В основном это касается убийств или самоубийств. Первым прецедентом по такому сценарию стало калифорнийское дело «Рид против Кинга» 1983-его года. Покупательница Дорис Рид купила дом у продавца Роберта Кинга, не зная что десять лет назад в этом доме была убита женщина и ее четверо детей. Кинг не только знал об этом преступлении, но и уговорил соседей ничего не говорить потенциальной покупательнице. Суд постановил что Кинг был обязан рассказать Дорис Рид эти факты и аннулировал сделку. В 1991 объектом судебного разбирательства стал тот самый дом в Наяке, который сейчас выставил на продажу Матисьяху. Дело называется «Стамбовски против Акли». Владелица Хелен Акли продала дома некому Джеффри Стамбовски. Стамбовски внес задаток и после этого узнал что дом – с привидениями. Хелен Акли всем кроме него об этом рассказала и даже опубликовала колонку в журнале “Ридерс дайджест» — «Наш дом с привидениями на Гудзоне». Акли утверждала что своими глазами видела привидение в форме солдата времен войны за независимость от Англии и другое привидение, которое одобрило ее выбор краски на стены. В доме слышались непонятные шаги, из под рождественской елки исчезали подарки, тряслись кровати. Однако все инциденты не представляли опасности для жильцов. Стамбовски подал в суд, проиграл и подал апелляцию. Суд второй ступени принял его сторону и решение написано абсолютно нетипичным языком, с шутками и прибаутками – видно что судьи изрядно повеселились.
Рассказывает Рэндалл Белл: «Некоторые люди хотят именно дом с привидениями и готовы за это переплачивать.» Интересная история дома в Наяке возможно повысила его цену. В прошлом от продавался дороже чем другие похожие дома в округе и в 2019 году продавец тоже просит выше среднего за квадратный фут.
Ни один город в США не является таким паранормальным как Новый Орлеан. Там буквально привидение на привидении сидит и привидением погоняет. Под табличкой «На продажу» там вполне может висеть дополнительная табличка «С привидениями» или «Без привидений». Так один из самых известных новоорлеанских особняков, Магнолия, был продан в 2016 за почти пять миллионов долларов. (Теперь там гостиница. Я сходила на вебсайт и целая страничка посвящена паранормальным явлениям в номерах и прочих помещениях).
Так что может быть Матисьяху не так уж не прав что просит немного больше за свой дом с такими милыми жильцами. Полно роскошных домов с красивыми видами и минеральными источниками на территории. Но где еще вы найдете привидение с которым обсудить дизайн интерьера?