Посиделки с Клио

«Пусть еврей не лезет вверх и не путается с царями»

Шолом-Алейхем, «Дрейфус в Касриловке»
Наш сегодняшний персонаж только и делал что лез вверх и путался с царями. Он закончил свои дни рыцарем, командующим эскадрой и конфидентом нескольких королей. Неплохо для еврея и сына кузнеца. Очерк Хагая Ольшанецкого на страницах журнала «Сгула», перевод мой.
Евреев как общину из Англии выгнали в 1290 при Эдуарде Первом Плантагенете и пустили обратно лишь четыреста лет спустя при Оливере Кромвеле. Но некоторым выдающимся личностям удалось жить так как будто общие правила к ним не относятся. Таким человеком был Эдуард Брэмптон, рожденный около 1440-ого года в еврейской семье в Португалии.
В момент общественных и политических потрясений на историческую авансцену всегда выходят незаурядные личности сомнительного происхождения. Во второй половине пятнадцатого века в Англии общественных и политических потрясений более чем хватало. В 1453 Англия проиграла Франции Столетнюю войну. Слабость короля Генриха Шестого из дома Ланкастеров (это он проиграл войну) привела к противостоянию его жены королевы Маргариты Анжуйской и Ричарда Плантагенета, герцога Йоркского. В 1455 началась полноценная гражданская война между сторонниками Йорков и сторонниками Ланкастеров, получившая названия Война Алой и Белой Розы.
После того как Генрих Шестой потерпел поражение в битве про Таутоне, йоркисты посадили на трон сына Ричарда Йоркского Эдуарда под именем Эдуард IV. На короткое время в 1470 Генрих вернул себе трон, но в том же году его окончательно заменили Эдуардом. Но этом фоне и стала восходить звезда Эдуарда Брэмптона.
Про начало жизни Эдуарда Брэмптона (по португальски его звали Дуарте Брандао) известно немного, а то что известно может уместится в несколько строк. Семья была еврейская, отец был кузнецом, мать звали Марианна, родился наш мальчик в Лиссабоне не позднее 1440-ого года и учился в хедере. Позднее Брэмптон выдавал себя за бастарда португальского дворянина, немало не заботясь о том в каком виде это выставляет его мать, а его самого по еврейскому закону делает мамзером. Существует и другая версия – что из Португалии Дуарте бежал как раз потому что убил на дуэли человека обозвавшего его бастардом. После короткой остановки в Бельгии в 1468 Дуарте приехал в Англию и там крестился. В Лондоне тогда было общежитие для крещенных евреев называемое Domus Conversorum (Дом Новообращенных) и именно там и поселился наш герой. Дом Новообращенных находился под личной протекцией короля и сам король Эдуард IV стал крестным отцом Дуарте. С этого момента их судьбы были неразрывно связаны.
Эдуард Брэмптон жил в Доме Новообращенных до 1472 и получал из казны стипендию – 2.3 фунта стерлингов в год. Тогда на пенс было много чего можно купить и эта стипендия позволила Эдуарду не роскошествовать, но и не нуждаться. В 1470 Брэмптон отправился за своим патроном в изгнание в Нидерланды. Тогда никто еще не знал что изгнание долго не продлится и король такую преданность оценил. Из изгнания Эдуард Брэмптон вернулся королевским любимцем. Тезка-король произвел его во флотские офицеры, пожаловал собственность в Лондоне и разрешил жениться на богатой вдове.
Эдуард Брэмптон и Вильям Фетерстон командовали эскадрой из четырех кораблей и десантом из 600 человек, которые отбили у ланкастерцев Сант-Майкл-Маунд. Командир ланкастерцев, герцог Оксфордский, сдался в плен. Спустя год Брэмптон сопровождал короля в поездку во Францию. Бургундский герцог Карл Смелый был женат на сестре короля Маргарите и Эдуард вызвался помочь родственнику воевать с французским королем Людовиком XI. Никаких крупных битв не состоялось потому что Людовик практически сразу запросил мира. Зато Эдуард Брэмптон сумел понравиться уже Карлу Смелому. Тот отдал ему в концессию торговлю из крупного порта Брюгге (теперь Бельгия). Там Брэмптон познакомился уже с третьим по счету патроном-королем, Альфонсо Пятым, королем Португалии.
Альфонсо прибыл ко двору Карла Смелого как изгнанник, после того как его войска разбил Фердинанд Арагонский в 1476. Жена Альфонсо Хуана и ее тетка Изабелла обе были претендентками на престол Кастилии. Победа Фердинанда позволила ему объединить Арагон и Кастилию и заложить основы того что мы сейчас называем Испанией. Карл Смелый отказался поддержать Альфонсо и через какое-то время король-изгнанник оказался во французской тюрьме.
И снова Эдуард Брэмптон проявил свое психологическое чутье – помочь королю в беде, когда все кругом отвернулись. Карл Смелый в 1477 был убит в бою и свои обязательства перед ним Брэмптон счел оконченными. На свои средства он выкупил Альфонсо из тюрьмы и поехал с ним назад в Португалию. Тут он получил от благодарного короля титул маркиза Наудар и очередную торговую концессию, но через два года фортуна от Эдуарда Брэмптона отвернулась. Альфонсо вынудили отречься от престола в пользу сына Жуана II и постричься в монахи.
Брэмптон вернулся в Англию где как раз умерла его жена и собственность осталась без хозяина. Он помог Эдуарду IV выплатить очередные долги, занялся импортом шерсти и в 1482 был назначен губернатором острова Гюрнси в Британском канале. На следующий год Эдуард IV умер и его брат Ричард Глостер стал регентом при малолетних племянниках, которых тоже звали Ричард и Эдуард. Брэмптон тут же предложил свои услуги новому регенту и тот послал его во главе эскадры ловить Эдуарда Вудвилля, брата вдовствующей королевы. Регент боялся что тот объединится на континенте с изгнанными ланкастерцами и явится с претензией на престол. Поймать Вудвилля Эдуарду Брэмптону не удалось.
Ричард Глостер заточил своих племянников в Тауэр где они вскоре погибли при странных обстоятельствах и короновался как Ричард III. Эдуард Брэмптон помог ему подавить бунт во главе с бывшим сторонником, Генри Стэффордом (герцогом Бэкингем), который все-таки хотел знать куда делись юные принцы. За это в 1484 Ричард произвел Эдуарда Брэмптона в рыцари.
И снова колесо фортуны пошло вниз. В 1485 на английский берег высадился Генрих Тюдор во главе армии сторонников династии Ланкастер. В битве на Босвортском поле ланкастерцы победили йоркистов и Ричард был убит. Генрих Тюдор короновался под именем Генрих Седьмой и женился на Елизавете Йоркской, дочери Эдуарда IV и сестре погибших при странных обстоятельствах принцев. Война Алой и Белой Роз закончилась.
Эдуард Брэмптон понял что ждать милостей от новой власти ему не придется и слинял в Португалию. При дворе Жуана II он опять пошел в гору, получил еще один титул и женился во второй раз. В разных источниках вторую жену Эдуарда Брэмптона называют Екатериной и Маргаритой, но она из всех источников ясно что она принадлежала к высшей португальской аристоркратии. В этом браке родилось шесть детей.
В 1487 в жизни Брэмптона началась еще одна интересная глава. К нему на службу поступил молодой человек по имени Перкин Уорбек. Это самый известный в английской истории самозванец, такой Гришка Отрепьев на английский манер. Наслушавшись рассказов Эдуарда Брэмптона о короле Эдуарде IV и его дворе, он решил, ни много ни мало, выдавать себя за младшего из погибших принцев, Ричарда Шрусбери. Он ездил по европейским дворам и собирал деньги и солдат у разных монархов, которым хотелось дестабилизовать английский трон.
Два раза высаживался Перкин Уорбек на английский берег во главе армии и два раза войска Генриха Седьмого эту армию разбивали. Наконец в 1497 году он сдался королевским войскам в Хэмшире и через два года был казнен. Генрих Седьмой рассматривал самозванца как серьезную угрозу и бросал на расправу с ним все силы что у него в наличии были. Эдуарда Брэмптона Генрих Седьмой в конце концов простил за его лояльность дому Йорк и даже посвятил в рыцари его сына.
В старости Эдуард Брэмптон был советником и конфидентом уже четвертого по счету короля – Мануэля I Португальского, который был зятем Фердинанда и Изабеллы. Хотя условием брачного договора Мануэля было изгнание евреев из Португалии, избавляться от богатых, трудолюбивых и законопослушных подданных он совершенно не желал. Португалия вообще была мало населена, везде были нужны рабочие руки, а евреи составляли 10% население королевства и многие были беженцами из той же Испании. И Мануэль принял очень необычное для своего времени решение – дал евреям возможность формально креститься и оставил их в покое. В отличии от Испании, в Португалии в это время не было Инквизиции и евреи жили как хотели.
Эдуард Брэмптон умер в 1508 году и был похоронен в кармелитском монастыре в Лиссабоне. Через три года его сын Энрико перенес его прах в семейную крипту.
На картинах — Эдуард IV, Карл Смелый, Альфонсо V, Мануэль I

Leave a Comment