Это Реха Фрейер, “мама” молодежной алии.
Она родилась на северо-востоке Германии в 1892-ом году в семье учителей Менаше и Берты Швейцер. Семья была ортодоксальная. Отец преподавал Тору, а мать английский и французский языки. Вся семья была музыкальна и Реха хорошо играла на пианино.
Когда Рехе было пять лет, семья переехала в Силезию. Реха училась в женском лицее в Глогау, где большинство учениц были дочерьми офицеров. В этой школе она хлебнула более чем достаточно антисемитизма потому что не могла писать в субботу. Впоследствии она училась в женской гимназии в Бреслау и закончила курс в ускоренном темпе. Затем изучала филологию в университетах Бреслау и Мюнхена.
В 1919 Реха вышла замуж за рава Морица Фрейера (1889-1969). Кроме смихи у него была степень доктора философии. В 1920 у них родился сын Шалхевет, в 1923 — Амуд, в 1926 — Зерем и в 1929 — дочь Мааян. С 1922 по 1925 супруги жили в Софие, куда Морица пригласили в качестве раввина в одну из синагог, а Реха преподавала в немецкой школе. В 1925 они переехали в Берлин, где Мориц работал раввином сразу в трех синагогах.
1932 стал для Рехи решающим годом. Уже тогда ей стало ясно, что у еврейской молодежи нет в Германии будущего, что на фоне всеобщей безработицы евреев будут нанимать последними и увольнять первыми. Муж спросил ее совета как найти работу пяти еврейским юношам, которым везде отказали. В еврейском агентстве по трудоустройству ничем не помогли, сказали надо ждать. И тогда Рехе пришла в голову идея отправить молодых людей в Палестину учиться сельскому хозяйству в кибуцах. Таким образом идея молодежной алии зародилась незадолго до прихода к власти нацистов.
Нельзя сказать, чтобы ее идею приняли на ура. И еврейские организации, и родители боялись отправлять подростков так далеко. Однако в январе 1933 Реха основала в Берлине Комитет Помощи Еврейской Молодежи (Хильфскомити фур Юдиш Югенд), которые и взял на себя организационную работу по молодежной алие. Впоследствии офисы организации отрылись в Лондоне и Иерусалиме.
Реха много ездила чтобы пропагандировать свой проект и собирать средства. Она связалась с Генриеттой Сзольд и рабочим движением в Палестине. Она попросила Генриетту Сзольд встречать приезжающих в Палестину подростков и распределять их по кибуцам. Хотя Генриетта Сзольд сначала сочла, что план не сработает, она через некоторое время согласилась возглавить иерусалимский офис. Поэтому, ее часто (и неправильно) называют основателем Молодежной Алии.
Реха Фрейер и Генриетта Сзольд начали не с той ноги, часто конфликтовали и встречались только когда было совсем невозможно этого избежать. Несмотря на их общие цели, Генриетта часто просто отказывалась с Рехой разговаривать. Но ни конфликты, ни трудности не помешали Рехе таки вывезти из Германии тысячи еврейских подростков. По мере такого, как людоедская суть нацистского режима становилась всем ясной и надежды на политическое решение проблемы иссякали, Рехе приходилось всё меньше и меньше тратить сил на то, чтобы объяснять людям а зачем она занимается тем делом которым занимается.
Старший сын Рехи, Шальхевет, уехал в Англию в 1937-ом. Мориц Фрейер уехал туда же через год с двумя другими сыновьями. К тому времени супруги уже несколько лет жили отдельно и больше никогда не воссоединились. В 1949 Мориц Фрейер занял пост раввина Западного Берлина. Уйдя на пенсию, он жил в Цюрихе. В 1967 он приехал в Израиль, где спустя два года умер.
Реха осталась в Германии и при помощи взяток продолжала выкупать узников из концлагерей. Это вызвало гнев Представительства Евреев Рейху (Райхсверенганг дер Юден ин Дойчланд), которое считало что когда один еврей нарушает закон, это ставит всех под удар. Ни одна еврейская организация не рисковала иметь с Рехой дело. Осознав, что не может сделать в Германии ничего больше, она решила уехать.
Они с дочерью нелегально перешли границу с Хорватией и оказались в Загребе. Из Загреба она писала всем — в Райхсверенганг, ВИЦО, Хадассу — чтобы начать нелегальный вывоз детей из Австрии в Югославию. Ей никто не отвечал. Тогда она пошла на отчаянный шаг. “Я должна была что-то сделать — вспоминала Реха — пусть даже пойти на ложь и обман. И я отправила телеграмму в Берлин “Здесь сотни сертификатов на въезд в Палестину и если вы дети не приедут, я подниму международный скандал”. Это подействовало. Через некоторое время в Загреб приехала первая группа детей из Германии которых перевели через границу. Это были сироты, чьи отцы погибли в лагерях. Еще через какое то время приехала группа из 120 детей и подростков. В ожидании сертификатов в Палестину их разместили в еврейских семьях Загреба. Вскоре пришло 80 сертификатов и 80 человек поехало. Оставшихся удалось переправить в Швейцарию.
Реха с дочерью добрались до Палестины через Стамбул в марте 1941. И тут ее ждал неприятный сюрприз. Генриетта Сзольд к тому времени пользовалась таким влиянием, что ссориться с ней никто не хотел — и никто не хотел брать Реху на работу.
В 1958 году Реха основала Фонд поддержки израильских композиторов. Надежда была финансово поддержать молодых композиторов, чтобы они могли заниматься своим делом — писать музыку, а не бегать по частным урокам. В 1966 вместе с композитором-авангардистом Романом Рамати она основала музыкальный коллектив “Тестимониум”. В 1968-ом году “Тестимониум” дал свой первый концерт “Иерусалим: Три Тысячи Лет Истории”. Концерт состоялся в Старом Городе у стен Цитадели Давида. Между 1968 и 1983 годами “Тестимониум” дал шесть концертов.
В старости Реха чувствовала горечь от того, что ее работа по основанию Молодежной Алии никем не была признана, а основателем проекта считали Генриетту Сзольд. Только в 1975, когда ей было уже 83 года, состоялось официальное признание ее вклада в сионистское движение. Еврейским Университетом в Иерусалиме ей было присвоено звание почетного доктора за идею “организованной алии еврейской молодежи”. В 1981 она получила Премию Израиля.
Реха Фрейер умерла в Иерусалиме в 1984.