Статья Синтии Габай об изучении архивов и мемуаров двух евреек, участниц гражданской войны в Испании – Микки Эчеберре и Мари Лангер. Опубликована в журнали «Нашим» (Женщины) под названием «Женский еврейский нарратив гражданской войны в Испании». Я не могу излагать эту интересную тему таким зубодробительным казенным языком. Поэтому я статью скорее пересказала, а не перевела и сократила при этом в четыре раза. Спасибо Синтии Габай за собранную информацию, но у меня фейсбук, а не академическая кафедра и я не хочу чтобы мои читатели уснули.
Гражданская война в Испании началась в 1936 году. Столкнулись республиканское правительство и националистически настроенные мятежники во главе с генералом Франсиско Франко. Обе стороны привлекали себе на службу иностранцев. За республиканцев в составе интербригад сражалось 40000 добровольцев из 53 стран. Большая часть этих частей комплектовалось по признаку «страна происхождения» и «язык».
В 1937 в составе батальона имени Палафокса (испанский генерал, герой войны с Наполеоном) была сформирована еврейская рота имени Нафтали Ботвина (еврейский коммунист из Львова казненный польскими властями). Она состояла из 150 евреев из разных стран Европы и подмандатной Палестины и включала в себя несколько женщин и двух палестинских арабов. Кроме этой «национальной» части, на стороне республиканцев сражалось девять тысяч евреев, то есть одна пятая числа интербригадистов.
Микаэла (Мика) Фельдман, в замужестве Эчеберре
Родилась в 1902 году в сельскохозяйственной колонии Мойзесвиль на территории Аргентины. Колония была населена русскими евреями и кроме испанского Мика с детства знала идиш и русский. Училась на дантиста в Буэнос Айресе. Была исключена из компартии за излишнюю принципиальность и длинный язык. С 1928 по 1930 с подругой-медичкой ездила по самым диким равнинам Патагонии – оказывала крестьянам медицинскую помощь и собирала информацию для Коминтерна. (Через двадцать с лишним лет такую же поездку «дикарем» по Латинской Америке предпримет Че Гевара и тоже будет лечить людей которые до этого ни разу не видели врача).
Мика всю жизнь отличалась повышенной писучестью: марксистские и анархистские агитационные материалы, публицистка, репортажи, литературные переводы, рассказы и мемуары о гражданской войне в Испании вышедшие на французском и на испанском. В гражданскую войну в Испании она сначала командовала ротой милиции ПОУМ (марксисткой антисталинистской партии), потом отрядом в анархистском батальоне. Всё время в Испании она активно участвовала в деятельности анархо-феминстской организации Мухерес Либрес (Свободные Женщины). (Кому интересно, в комментариях ссылка на пост про Свободных Женщин)
Что интересно, еврейство, свое или чужое, в текстах Мики практически не упоминается. Она состояла в смешанном браке и не похоже чтобы это вызывало у нее чувство вины или даже расстроило кого-то в ее семье. (Ипполито Эчеберре, активист аргентинской компартии, погиб на поле боя в Испании и больше Мика замуж не выходила). Практически единственное упоминание еврейства относится к весне 1933 и речь идет о погромах и бойкотах еврейских магазинов Берлина.
Должность командира в ПОУМ и у анархистов была выборной. То, что преимущественно мужской коллектив дважды выбирал Мику на эту должность – говорит о многом. Но чем она не была – так это Пчелиной Королевой, то есть женщиной добывающей себе в мужском мире ништяки и возможности за счет того чтобы топить сестер и противопоставлять себя им. Она неизменно тянула других женщин вверх за собой, проводила беседы со своими бойцами, что женщины им не прислуга, а товарищи по оружию. Милиция ПОУМ вообще отличалась прогрессивной гендерной политикой и многие волонтерки стремились именно туда. До того как агентура НКВД обезглавила милицию ПОУМ, это было одно из самых успешных в бою формирований армии республиканцев. И когда Мика заботилась о своих подчиненных, об их здоровье, об их физическом и ментальном благополучии, она неизменно подчеркивала что делает это не потому что они мужчины, а она женщина, а потому что они бойцы, а она командир.
Мари Лисбет Глас Хаусер, в замужестве Лангер
Мари родилась в Вене в буржуазной еврейской семье в 1902 году. Выучилась на врача, вступила в австрийскую компартию. После знакомства с Анной Фрейд, увлеклась психоанализом и начала углубленно его изучать. Практику анестезиолога набирала ассистируя при подпольных абортах. Поехала добровольцем в Испанию, работала в госпитале, там познакомилась с будущим мужем, доктором Максом Лангером. Родила ребенка, который умер в младенчестве. После поражения республиканцев они с мужем бежали сначала в Уругвай, потом в Аргентину. Там Мари основала первую в стране психологическую практику рассчитанную именно на женщин. Эта практика сочетала в себе психоанализ, феминизм и марксизм. В 1974 снова пришлось бежать, на этот раз в Мексику. Мари и ее практика не понравились Аргентинскому Антикоммунистическому Альянсу, а с ними были шутки плохи – пристрелят только так. В Мексике основала организацию похожую на Врачей без границ, только Психологи без границ. В восьмидесятые годы несколько раз ездила с гуманитарными миссиями в раздираемое гражданской войной Никарагуа. Мемуары «От Вены до Манагуа: дневник психоаналитика» вышли уже после ее смерти.
О еврействе Мари пишет достаточно много. С материнской стороны семья была ассимилирована в той же степени что советские евреи семидесятых и восьмидесятых, то есть они знали еврейство только с одной стороны – клеймо в документах за которое гнобят. Слиться с пейзажем Мари помогали стандартная европейская внешность и не вызывающее подозрений имя. Отец вырос в религиозном доме, но расстался с религией без сожаления. Его брат крестился чтобы получить профессорскую кафедру. В части мемуаров где описывается Испания, ничего еврейского не мелькает – Мари считала что там построили марксистскую утопию свободную от антисемитизма.
Еврейство не вызывало у Мики и Мари такого негатива и отторжения как например у Розы Люксембург или у Шуламит Файрстоун. (Тут я бы сказала что у Шуламит Файрстоун вызывало отторжение не еврейство, а патриархат и обесценивание дочерей в родительском доме. У любой женщины с чудом не сломанной психикой это вызовет отторжение). Они рассматривали его не как идентичность, а как биологическую данность. Ведь обе были врачами. Ну бывает у человека первая группа крови, бывает вторая. Бывают правши, бывают левши. И национальность, любую, не только еврейскую, марксисты того поколения рассматривали в таком же ключе. Главное чтобы человек служил идее освобождения мирового пролетариата, а национальность значения не имеет.
1) Мика Эчеберре
2) Мари Лангер