Жалко, что не затронута тема добычи синей краски из улитки хилазон.
Из всех цветов больше всего людям нравится синий, как мужчинам так и женщинам. Психологи утверждают, что корни популярности синего цвета надо искать в нашем эволюционном развитии. Для наших предков свободное от облаков небо и чистая вода означали шанс на выживание и со временем позитивная ассоциация с синим цветом глубоко укоренилась в человеческой психологии.
Однако с научной точки зрения океан и небо нельзя назвать синими, во всяком случае не в том же смысле в котором листья являются зелеными, а земля коричневой. Синий цвет моря или неба нельзя растереть в ступке, сделать из него краску и положить на холст. В отличии от некоторых красных, коричневых и желтых пигментов, изготовить синий пигмент достаточно сложно.
Сырье для синей краски встречается в природе реже всего и потому за ним всегда шла охота. История синей краски – это история научных открытий, глобальной торговли и изобретательности художников. В этой статье мы проследим историю развития синей краски с древнеегипетских времен до открытий недавних лет.
Первой в истории краской, когда человек не просто использовал природные материалы, а создал нечто принципиально новое, стала египетская синяя. Это произошло в древнем Египте примерно за 2200 лет до новой эры, тогда же когда работали великие стройки пирамид. Чтобы создать эту краску египтяне мешали известь и песок с содержащим медь минералом (азурит или малахит) и прогревали смесь при температуре от 1470 до 1650 по Фаренгейту. В результате получалось матовое синее стекло, которое можно было потом растолочь, смешать с яичным белком или смолой и использовать в качестве глазури или долговечной краски. Египетская синяя оставалось популярной аж до времен римской империи, но потом научились добывать синюю краску более простым способом и о египетской синей на время забыли.
В 2006 году, почти четыре тысячи лет спустя, археолог Джиованни Верри совершенно случайно сделал открытие которое вернуло египетскую синюю на рынок. Он рассматривал древнегреческую миску под флуоресцентной лампой и обнаружил что синие полосы на посуде излучают свет. Оказывается, египетская синяя выделяет инфракрасную радиацию. Это редкое свойство позволяет ученым находить следы краски на археологических артефактах когда сам пигмент уже смыт или не виден невооруженным глазом. Египетской синей краской заинтересовались в фармацевтической и лазерной промышленности.
Следующее поколение синей краски, ультрамарин, долгое время делался из лапис-лазури, которую добывали в одном-единственном месте – в горах Афганистана. Египетские купцы начали импортировать этот минерал чуть ли не шесть тысяч лет назад и знатные египтяне украшали им драгоценности и головные уборы. Но как делать из камня краску тогда никто не придумал. Лапис-лазурь содержит примеси таких минералов как кальцит, серый колчедан, авгит, а так же слюду и, будучи растертой, превращается из синего камня в серый порошок.
Первое применение лапис-лазури как краски состоялось в шестом веке нашей эры. Он встречается на буддистских фресках в пещерах Бамиан в Афганистане. Спустя 700 лет краска пришла в Венецию и скоро стала наиболее желанным цветом в средневековой Европе. Лапис был буквально на вес золота. Его использовали в основном в церковных росписях и для наиболее важных персонажей в этих росписях, таких как Дева Мария. По легенде, Микеланджело оставил незаконченной картину “Захоронение Христа” (1500-1501) потому что ему не хватило денег на ультрамарин. Рафаэль пользовался ультрамарином очень осторожно, исключительно для одежд Богородицы. А великий голландец Ян Вермеер удержу не знал, покупал и использовал ультрамарин без оглядки и в результате влез в огромные долги.
В 1824 французское общество изобретателей предложило награду в шесть тысяч франков тому, кто изобретет синтетическую версию ультрамарина. Французский химик и немецкий профессор независимо друг от друга синтезировали краску почти одновременно. До сих пор не утихают споры кто является ее изобретателем. Не удивительно, что французское общество присудило премию французу и назвало результат “французским ультрамарином”.
Следующий виток производства синей краски начался с открытием вида растений индигофера красильная. Из него начали добывать синюю краску в семнадцатом веке. Плантации индиго и добыча краски стали важной отраслью колониальной экономики, приводили к локальным войнам, росту работорговли, а кое-где доходы с индиго плантаций шли на финансирование революции против британской короны в будущих США. Индиго – скорее натуральный краситель чем краска для живописи и использовался для окраски ниток, пряжи, готовой ткани. В отличии от лапис-лазури, редкого и потому очень дорого минерала, индиго можно было выращивать сколько хочешь в любых субтропиках от Индии до Южной Каролины.
Окрашивание тканей в индиго было очень популярно в Англии и эта идея понравилась сэру Исааку Ньютону. Он первый стал использовать термин “цветовой спектр” и считал что в радуге должно быть семь цветов чтобы соответствовать семи дням недели и семи нотам в гамме. В радуге всего пять цветов, но это сэра Исаака не смутило. Он просто добавил в свое описание радуги два дополнительных цвета – оранжевый и индиго.
В 1880 было изобретено синтетическое индиго и к 1913 году в основном заменило натуральное. Именно этим пигментом окрашены ваши джинсы. В последнее десятилетие при помощи экспериментов над всем известной бактерией E. Coli ученые добились от нее той же химической реакции что приводит к образованию синего пигмента в растении индигофера красильная. Возможно в будущем нас ждут экологичные, естественным образом окрашенные джинсы.
За год до того, как Ньютон опубликовал свою первую статью о семицветной радуге в трактате “Оптика” (1704), в Берлине изобрели новую синюю краску. Берлинский красильщик Иоганн-Якоб Дисбах работал над изготовлением красной краски из насекомого называемого “кошенильный червец” и не заметил что один из ингредиентов, калийная соль, попал в пробирку с кровью животного. Дисбах подумал, что красное+красное не создаст ничего кроме красного, но случилось иначе. Кровь дала неожиданную химическую реакцию, которая создала ярко-синий железный купорос получивший название “берлинская лазурь”.
Берлинская лазурь полюбилась художникам и ей активно пользовались такие разные мастера как Жан-Антуан Ватто, Кацусика Хокусай и Пабло Пикассо. В 1842 английский астроном Джон Хершль придумал как применять берлинскую лазурь в фотопечати при копировании архитектурных чертежей. В современной медицине берлинскую лазурь дают в виде таблетки при отравлении тяжелыми металлами.
Берлинская лазурь не единственная синяя краска открытая случайно. В 2009 химик Мас Субраманьян и его студенты в лаборатории университета Орегона (США) искали способы изготовления новых материалов для изготовления электроники. Один из студентов заметил что кое-какие из материалов окрашиваются в ярко синий цвет если их нагреть. Он сказал об этом Субраманьяну на что тот ответил цитатой из Луи Пастера – “Удача любит тех, чей разум наблюдателен”. Назвали цвет ИИМарг (итрий-индий-марганец) и он был выпущен на рынок в июне 2016. Этот пигмент легко синтезировать, он прочный и безопасный и имеет охлаждающие свойства. Возможно им будут красить крыши в жарких местах. Художникам Субраманьян предлагает своей пигмент бесплатно.